26.01.2011 | Человек

«Нью-Йорк Таймс» об одесситке Анне Яблонской: «Голос драматурга, угасший во взрыве в Москве»

Американское издание «Нью-Йорк Таймс» обнародовало статью Эллен Барри «Голос драматурга, угасший во взрыве в Москве», посвященную памяти одесситки Анны Яблонской (Машутиной).

Перевод публикации помещен на сайте «ИноСМИ»: «Анна Машутина ненавидела комплименты. Когда ее пьесы хвалили, автор смущенно опускала глаза или начинала в ответ перечислять недочеты. Анна так стеснялась своего успеха, что порой казалось, будто извиняется за него.

Когда Машутина опоздала в понедельник на церемонию вручения ей награды за пьесу «Язычники», сначала казалось, что такому опозданию есть вполне разумное объяснение. Организаторы пообещали передать лауреату награду позднее.

Но в этот момент муж Машутиной уже безостановочно набирал номер ее украинского сотового телефона, дабы удостовериться, что с женой все в порядке. Он звонил и звонил, и, наконец, какой-то русский ответил на звонок, представившись сотрудником Федеральной службы безопасности. Так муж Ани узнал, что супруга мертва, рассказала ее подруга Наталья Антонова.

Когда террорист-смертник привел в действие мощное взрывное устройство в международном зале прилетов аэропорта «Домодедово», там погибли, по меньшей мере, 35 человек. Ко вторнику стало ясно, что большинство погибших – мужчины среднего возраста из Москвы. Однако были там и пассажиры, только что прошедшие таможню и направлявшиеся к выходу из переполненного зала, но по какой-то причине задержавшиеся.

Одной из самых молодых среди погибших стала Машутина, прилетевшая из своего родного украинского портового города Одесса. Анне было 29 лет, у нее были волнистые белокурые волосы, черты лица «сказочной феи» и скрывавший озорство взгляд с поволокой, рассказала московская журналистка и драматург Антонова.

«Я влюбилась в Аню, – говорит 26-летняя Антонова. – Думаю, то же самое произошло со многими людьми».

Машутина писала под литературным псевдонимом Анна Яблонская. Писала пьесы, вызывавшие восторг и восхищение в Москве, но не в родной Одессе. Анна шутила, что там сановники от культуры «осеняли себя крестом при упоминании ее работ».

Анна изображала современную жизнь с такой суровостью, которая могла ранить чувства. «Но как бы ни складывались события, все равно депрессивный, дегуманизированный мир вывернется, как падающая кошка, и твердо приземлится на лапы», – написал о работах Машутиной театральный критик Павел Руднев. Даже когда ее пьесы начали ставить в Москве и Санкт-Петербурге, даже получив возможность участвовать в программе «International Residency» в Лондоне, Машутина сохранила застенчивость новичка, говорят друзья Анны.

Машутина с растущей неохотой уезжала из Одессы. Причем не только из-за того, что боялась летать, но и потому, что не хотела разлучаться со своей дочерью Машей. Рождение девочки три года тому назад привело к тому, что у Машутиной наступил период чрезвычайной творческой активности, отмечает Антонова.

Как говорила сама Машутина, когда она стала матерью, «весь этот вопрос о смысле жизни стал совершенно бессмысленным», вспоминает Антонова. Художественный руководитель московского «Театра.DOC» Михаил Угаров сказал, что каждая из последних пьес Анны была интереснее предыдущей; а кульминацией стали «Язычники», которых в апреле покажет на своей сцене лондонский театр «Royal Court».

По словам Антоновой, в последнее время Машутина казалась печальной и поглощенной собственными мыслями. 21 декабря она сделала в своем блоге следующую запись: «Мне кажется, у меня осталось очень мало времени».

«Для Ани смерть не была неожиданностью, – говорит Антонова. – Возможно, интуиция что-то подсказывала о том, что может произойти».

* * *

Напомним, что одесситка погибла 24 января. Самолет из Одессы приземлился в Домодедово незадолго до взрыва. Литератор – единственная украинка среди жертв. По последним данным российского Министерства по чрезвычайным ситуациям, госпитализированы 116 раненых.

А. Яблонская родилась в 1981 году. Лауреат и дипломант ряда литературных конкурсов. В частности, осенью 2009-го пьеса «Пустошь» вышла в финал Володинского конкурса современной драматургии (Санкт-Петербург, Россия). В апреле того же года одесситка получила за это произведение приз журнала «Современная драматургия». В июне 2009-го в московском театре «Практика» состоялась премьера спектакля «Где-то и около» по пьесе А. Яблонской.

Автор пьес «Видеокамера», «Выход к морю», «Дюймовочка и мотылек», «Заброшенное радио», «Монодиалоги», «Письмо в зоопарк», «Тепло», «Утюги», «Шоу ковбоя без собаки» и многих других. Также писала прозу и поэзию.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки