На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

В новой музыке – не только зажигалки


Мария ГУДЫМА "Тиква"

Смогли бы вы исполнить пьесу, написанную для четырех пар зажигалок? Нет? Тогда неудивительно, что вас-то и не включили в состав исполнителей Четырнадцатого международного фестиваля современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки", который стал уже визитной карточкой Одессы (удивительно, но есть еще одесситы, которые умудрились в этом году впервые о нем услышать, и несмотря на это, быстренько сориентироваться и даже войти в число спонсоров).

А так на фестиваль съехались около двух сотен участников из тридцати стран мира. Гарантированная (правда, не с первых лет существования "2Д2Н") финансовая поддержка украинского минкульта, зарубежных культурных институций, местных властей и бизнес-структур — чем не блестящее подтверждение тому, что в нашей стране и "после Сороса" может существовать современное искусство? Причем в режиме "нон-стоп" — напомню, что как фестивальные концерты идут один за другим едва ли не круглосуточно, так и сам фест ни разу не дрогнул, не пропустил сроков, не перенес время своего проведения с апреля на иной месяц.
Как всегда, лидировали мастера перкуссии (именно в ритмической, а не в мелодической области сегодня легче совершить какой-либо прорыв, — нот-то всего семь!), и любимцем публики очень быстро стал обильно представленный в программе ансамбль перкуссионистов из Лугано (Швейцария). "Луганчане" выступали и на сцене, и в фойе, используя все на свете — от маримбы до "перскультроники" (это звенящее сооружение надо видеть, не только слышать!) и обыкновенных зажигалок, с помощью которых можно и ритмические щелчки издавать, и симфонию огоньков воспроизводить в полной темноте.
Часто меняющийся студенческий состав ансамбля перкуссионистов Фрайбургского музыкального университета, как обычно, не разочаровал, а в отдельных номерах даже убедительно объединял свои творческие поиски с "луганчанами" и норвежской перкуссионисткой Венди Гринберг. К слову, руководитель ансамбля из Фрайбурга, он же бессменный президент "2Д2Н" Бернхард Вульф отметил в Одессе свое шестидесятилетие, получил почетные грамоты от городских властей и областного совета, а сам привез самолетом в дар музыкальной академии имени А.В. Неждановой новые ударные инструменты: студентам — для занятий, фестивалю — для концертов.
Обязательное в нынешнем году исполнение иностранными участниками программы хотя бы одного произведения украинских композиторов представило большинство фестивальных гостей. И знаете, наши таки лучше всех! В смысле композиторской фантазии. Несмотря на то, что опыт украинцев в новой музыке невелик сравнительно с их западными коллегами, отказать в качестве невозможно ни самой Кармелле Цепколенко, ни другим одесситкам — Людмиле Самодаевой, Алене Томленовой и Юлии Гомельской.
А еще любопытно было послушать, как лидер ансамбля из Нью-Йорка "Континуум" Джоэл Сакс интерпретирует "Моление о чаше" Александра Щетинского, как дуэт из Германии в составе Виктории Кавнцнер (скрипка) и Ульриха Романа Муртфельда (фортепиано) вдохновенно исполняет ироничную "Музыку для фрау Мюллер" Ивана Тараненко. Никто не удивился триумфальному прочтению канадским "Грифонтрио" (его лидер — этнический украинец виолончелист Роман Борис) "Мимолетностей Моцарта…" Валентина Сильвестрова.
Очень приятным откровением стали выступления молодежного ансамбля Quarta+ из Донецка, а также камерного ансамбля "Новая музыка в Украине", чьи программы сплошь состояли из произведений "отечественных производителей" — композиторов Владимира Рунчака, Золтана Алмаши, Андрея Бондаренко, Евгения Петриченко. В новой украинской музыке есть и класс, и смысл, и интригующая форма с соответствующей яркой подачей, и культура композиторского письма, что вообще-то в дефиците нынче, если по мировым масштабам, отраженным в фестивальной же программе, судить…
Каждый раз в программу, отражающую довольно широкий спектр музыкальных поисков, просачивается достаточное количество произведений, отличающихся так называемым "драммингом". Шум ради шума, ложная многозначительность, которой позавидовал бы любой ярмарочный музыкальный эксцентрик, надоедливые скрипичные пассажи, способные вызвать острую зубную боль даже у тех слушателей, у кого зубы давно вставные… Не время, может быть, и не место в фестивальных заметках анализировать подобные явления. Однако уже общими местами стали все эти выкрики музыкантов во время музицирования, затянувшиеся до неприличия паузы, монотонное перебирание клавиш (струн, клапанов), тщетные попытки исполнить что-либо путем выдувания воздуха в пустой мундштук или постукивания по крышке рояля… Все это настолько пройденный этап, настолько сомнительное и давно не оправдавшее себя "новаторство", настолько исчерпало себя… Такие моменты заставляют наиболее скептично настроенную часть публики вспоминать сцену из "Необыкновенного концерта" театра Образцова, где солирует "водно-бачковый инструмент"… Свежую кровь дряхлеющей "новой" музыке даст, судя по всему, Украина!
Дневные концерты нет-нет да и вызывали ностальгию по родному залу на Ришельевской, где царила неформальная атмосфера, которую удалось частично сохранить только в ниж-нем фойе. Почему частично? Слишком тесно, невозможно устроить перформанс, а без этого фестивальная жизнь не мила… Яркие абстрактные рисунки художницы Лены Шарашидзе украсили стены фойе и придали пространству приятный "хулиганский" акцент.
Очень органично в нижнем фойе воспринимались малые составы, например, поляки Анна Зелиньска (скрипка) и Ярек Кордачук (электроника), проект Kairos Duo с американским пианистом Дэниэлом Копелманом и швейцарским композитором Даниэлем Шорно (электроника). Безусловно, маститый швейцарский композитор и перкуссионист Фриц Гаузер со своим "концерт-портретом" был скорее в формате нижнего фойе, чем сцены Большого зала, где ему довелось выступать, и оттого несколько проиграл в восприятии. Ошибкой был выбор столов, о которые "луганчане" стучали тарелочками, открывая фестиваль, ведь синтетика дает совершенно иной резонанс, куда менее приятный для слуха, нежели натуральное дерево…
Но надо полагать, что прославленный фестиваль все-таки обживется в новом помещении, освоит его, сгладит какие-то шероховатости, полностью овладеет ситуацией. Последний день работы четырнадцатых "Двух дней и двух ночей" стал, как обычно, первым днем работы над следующим фестивалем. Пятнадцать лет — чем не юбилей? Возраст подростково-юношеский, и как хочется, чтобы обаяние свежести всегда было присуще одесскому фестивалю, с первой до последней ноты…

Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.