Издательство "Студия "Негоциант" задумало новую серию книг — "Знаменитые одесситы". Нужно приветствовать такой смелый шаг, понимая, сколь серьезную задачу поставили перед собой авторы серии. Чтобы не быть голословным, замечу, что буквально месяц назад узнал, что выдающийся эссеист, публикующийся в каждом номере питерского журнала "Звезда", профессор одного из американских университетов Омри Ронен… родился в 1937 году в Одессе.
Но вернусь к книге, которая передо мной на столе. "Давид Ойстрах" (К столетию со дня рождения. 1908-2008 годы). Как и первую книгу этой серии, посвященную Эмилю Гилельсу, ее составил Давид Константиновский. Кстати, в предисловии он привел список выдающихся, всемирно известных пианистов и скрипачей, выходцев из Одессы. От Михаила Сикарда, скрипача, родившегося в нашем городе в 1868-м и умершего в Брюсселе в 1937 году, до пианиста Евгения Могилевского, родившегося в 1945 году. Так что можно себе представить, что составитель поставил перед собой задачу рассказать еще о сорока двух великих музыкантах-одесситах.
"Жизнь Ойстраха — это подвиг, достойный подражания, высокий пример для всех нас", — писал дирижер Евгений Светланов. Свою задачу Давид Константиновский видел в том, чтобы, прочитав десятки книг, сотни статей, оживить эти слова, убедить нас в их справедливости.
О встречах, сыгравших огромную роль в становлении отца, рассказал в беседах с музыковедом Виктором Юзефовичем Игорь Давидович Ойстрах. Мы как бы становимся участниками встреч с Фрицем Крейслером, Яшей Хейфицем, Леонидом Коганом, Исааком Стерном, Ефремом Цимбалистом, Отто Клемперером. А впрочем, не всех можно было записывать — и Дмитрий Шостакович, и Дмитрий Кабалевский, и Иегуди Менухин, и многие другие сами написали воспоминания о Давиде Ойстрахе.
И вдруг приоткрывается не только музыкальная гениальность великого скрипача, но и одесское чувство юмора, верность учителю, беспредельная любовь к родному городу.
Как было бы хорошо, если бы к знаменитым одесситам наш город проявил такие же чувства! Не ограничился серией книг, но создал бы портретную галерею, мемориальные доски, ряд памятников, включил бы в школьные программы краеведение как обязательный предмет, где учителя научили бы учеников ценить и любить свой город.
Признаюсь, я обрадовался, увидев в этой книге рассказ Макса Поляновского "Мой первый слог", который он когда-то прислал мне, и я опубликовал его в "Комсомольской искре" (с сокращениями), а в альманахе "Дерибасовская — Ришельевская" № 1 — полный текст.
В книге, увы, не указан тираж (боюсь, что он мизерный), нет библиотечной индексации (то ли неряшливость, то ли жадность), но в любом случае, выход такой серии — благое дело.