На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНый раздел ТОРЫ

Каждый при своем знамени


Единство. Нет слова, более желанного в нашем народе. Нет темы, чаще обсуждаемой, чем тема объединения и сплоченности. Как достичь согласия между евреями? Как в самые напряженные моменты нашей истории, включая сегодняшний день, прийти к единению, без которого нет преодоления трудностей? Все понимают, что без братской спаянности ничего преодолеть нельзя. Раскол приводит к поражению. А для нас, евреев, поражение равноценно гибели. Поэтому единство становится (извините за каламбур) единственным средством для выживания. Всем нам необходимо срочно объединиться. Но как? - вот в чем вопрос.
В принципе, если говорить теоретически и условно, никто не против единства. Всем хотелось бы жить с ближними в состоянии любви и терпимости. Всем приятна национальная гармония, каждого отпугивает национальный разброд. В первые годы существования еврейского государства всерьез обсуждалась модель социального устройства под названием "плавильный котел", через который можно было бы провести выходцев из разных общин, чтобы они приобрели общие черты только что народившейся нации. Отжившее старое планировалось отбросить за ненадобностью, а народ, движимый захватывающей идей государственного строительства, сам по себе должен был творчески построить свое новое лицо - прогрессивное, современное, лишенное большинства негативных черт, навязанных нам мрачной и во многом трагедийной галутной историей.
Идея появления на свет "новых евреев" провалилась. По крайней мере, об этом вот уже несколько последних лет заявляют израильские идеологи, политики, профессура и прочие вполне авторитетные лица. Оказывается, предпочтительнее совсем другая модель - когда люди, объединяясь, вовсе не теряют своих национальных различий, обычаев, привычек и пр. Это так называемая "американская модель" вовлечения новых поселенцев (эмигрантов, или "олим", называйте как хотите) в дела общегосударственного развития. Тем не менее, интересен сам анализ неудачи идеи "плавильного котла". Почему первоначальная задумка "отцов-основателей" не сработала? В чем проявилась ошибка по-своему благородной цели - путем нивелировки всех различий получить нечто новое и жизнестойкое? Ответ, как всегда, будем искать в Торе.
Начало книги Бемидбар учит нас, что не путем стирания различий приходят к единству, а совсем иначе. Слов нет, разобщенность ведет к трагедии, но избежать ее можно только наличием того общего, что есть в народе, а не уничтожением индивидуальных черт его отдельных групп и общин. Особенности подчеркивают общность, а не противоборствуют ей.
На это правило обращает наше внимание выдающийся учитель последних поколений рав Элияу Деслер, на книги и уроки которого мы часто ссылаемся в нашей рубрике.
Написано в Торе (Бемидбар 1:52): "Да будут стоять сыновья Израиля (общим станом) - каждый при своем лагере, каждый при своем знамени, по своим ополчениям". И дальше (2:2): "Каждый при своем знамени, под знаками своих общин (отчих домов) - да будут стоять сыновья Израиля (то есть евреи); вокруг Переносного храма да будут стоять". Единение двенадцати еврейских колен, только что покинувших Египет и идущих переходами через пустыню, достигается тем, что каждое из колен занимает свое особое место. Стоит, не смешиваясь с другими коленами. Не теряя особенного лица.
У каждого свое знамя. В объединение знамен заключена общая сила. Общность - через мозаику и различность. Сила - через соединение различий, а не через их стирание.
Кстати, про знамя. Именно в еврейской среде эпохи Исхода из Египта родилась эта идея - приписать каждому роду его особый знак, родовую примету. В набор таких представимых знаков входило несколько вещей. Во-первых, общее имя - Дан, Ашер, Эфраим и т. д. Во-вторых, визуальный символ, типа trade mark, оно же знамя, легко различимый рисунок (герб). Были звуковые символы: походная песня, строевой речитатив, свой способ исполнения храмовых гимнов. Использовались прочие элементы всего, что можно объединить в группу из двенадцати: у каждого колена было свое созвездие, свой камень, растение, цвет, месяц года, свои два часа в сутках и пр.
В этом и заключалось объединение: созвездий много, но лишь когда они вместе, получаем знаки Зодиака. По ним держит солнце свой годовой путь, не пропуская ни одно колено. Камней в природе тоже много, но лишь 12 самых важных из них представимы в эфоде, важной части одеяния первосвященника Храма: один камень выпал - и нет эфода! Дерево, запах, цветок, металл, животное - у каждого были свои. И только вместе они - лес, мир ощущений, природа, вся вселенная.
Написано в мидраше (так называется запись Устной Торы, в данном случае "Ялкут Шимони"): "Колено Реувена было самим собой, колено Шимона самим собой". Великий комментатор Рамбам, поясняя приведенный стих, указывает на особые свойства каждого колена, которые выделяли его из всего еврейского народа, делая уникальным и неповторимым: "Йеуда - царственность, Иссахар - самоотверженность в изучении Торы, Звулун - богатство, используемое для благих дел, Реувен - готовность к самоисправлению, Гад - доблесть и т. д." Каждое колено вносило свою лепту в общее духовное строительство народа. Поэтому надо было сохранить эти особенности, не дать им стереться в общей массе, ибо с потерей индивидуального лица колено рисковало потерять свою долю в общей народной миссии. И только сохраняя лицо, колено способствовало сохранению еврейского единства. Именно так: через индивидуальность - к единению!
Рав Деслер указывает, что жизнь еврейских колен в пустыне после Исхода учит все последующие поколения, каким образом можно достичь желанной сплоченности. "Ни для кого не секрет, - пишет он, - что противоборство непохожестей приводит к беде; разбиение на группы и фракции делает недостижимой общую цель. Но и полное смешение опасно не в меньшей степени. Каждая личность должна развиваться на основе своих качеств и всего того, чем обладает только она, - в окружении людей своего круга. И пусть у каждой общины - личный путь, все они, эти пути, рано или поздно сойдутся в одну точку, где в полной мере будут реализованы возможности народа. Поэтому и написано: "Вокруг Переносного храма да будут стоять". Есть у всех них нечто общее, то, что объединяет. Храм! Причем одно колено - со своей особенностью, другое - со своей. Но все дополняют друг друга. Каждое учится у братьев-соседей, приобретая положительные свойства и умения. Не противоборствуют, а обогащаются, создавая общую картину".
Такова центральная идея еврейского единения. Все вместе, - и в то же время каждый остается самим собой. "Каждый при своем лагере и при своем знамени". Много ликов у Торы, и все они - единая Тора.
Мы не можем позволить себе иметь разобщенность мнений по любой проблеме, которую ставит перед нами жизнь. Но нам надо научиться использовать различность подходов для поиска общего решения. Только так мы выживем как народ Торы.
Недаром дважды в неделю во всех синагогах мира произносят после чтения свитка Торы: "Братья - весь дом Израиля... Пусть Вездесущий смилостивится над ними и выведет их из теснин на простор, из мглы к свету, из рабства на свободу - сейчас и немедленно.
И скажем: амен".
И в заключение - одно маленькое замечание. Известно, что кредо иудаизма выражается простой формулой, которая самым явным образом описывает нашу веру в Творца: "Слушай, Израиль: Всевышний - наш Б-г, Всевышний - Один!" Он - Один, вот об этом и слушай, Израиль!
А что мог бы читать Всевышний дважды в день (если приписать Ему такое желание)? Да то же самое: "Слушай, Всевышний: Израиль - Мой народ, Израиль - Один!"
В том-то и дело. Мы для Него - один народ, единое целое, неделимое множество. И это несмотря на то, что все мы такие разные и непохожие...

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.