На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ОСНОВЫ ИУДАИЗМА

НАШ ПРАОТЕЦ АВРААМ


(Продолжение. Начало в № 620)

Человеческое мышление различает между явлениями и их причинами, причем причина не отождествляется с самим явлением. Когда ученый говорит, скажем, о гравитации, он подразумевает, что нечто, из-за чего предмет падает вниз, отличается от самого падающего предмета. Падающее яблоко - это одно, а причина, из-за которой оно падает, сила гравитации, - это совсем другое. В чем разница между ними? Наблюдая явление, я спрашиваю: "Почему оно происходит?". Причину я не вижу, не могу ни пощупать ее, ни попробовать на вкус. Причины не тождественны явлениям, они - совершенно другая категория, другой этаж реальной действительности. Первый этаж - фундамент, он скрыт от глаз, над ним возносится второй этаж наблюдаемых явлений. Мир конечен и ограничен. Его существованию есть причина, и эта причина - вне мира. Не потому что она находится в другой галактике. (Тоже, кстати, интересная теория: нас создали пришельцы с других галактик; но дело это не меняет, ибо мы ищем ПЕРВОПРИЧИНУ всего мира - в том числе и этих галактик.)
Причина существования мира не относится ни к каким удаленным областям вселенной, поскольку любая ее область - всего лишь часть общего материального мира. Причина должна быть абсолютно отделена от этого мира, не являться никакой его частью, быть совершенно нематериальной. Как ее назвать - эту причину - не имеет значения, можно назвать ее Б-гом, либо другим словом, неважно. Главное, что есть причина существования мира, и она - вне его, так что на нее не распространяются такие свойства материи, как ограниченность в пространстве и времени.
Конечно, можно придумать модель, когда причина нашего мира находится за его пределами, но существует в "своем" мире, например, в мире других измерений, которые для нас "невидимы", "свернуты". У этого "свернутого" мира тоже есть причинаи т. д. Причина в причине, тот же кокон в коконе. Но трудность заключается в поиске первопричины. Она или есть, или ее нет. Так что мы снова возвращаемся к гипотезе Авраама.
Время неотделимо от материи: если не существует материи, не существует и времени. Значит, причина, создавшая материю, находится вне времени. У нее, у этой причины, нет ни начала, ни конца во времени. Она бесконечна, а значит, нет никакой причины ее существованию. Именно ограниченность сроков жизни материальных объектов приводит к выводу о необходимости причины. И лишь то, что бесконечно, - не имеет начала и не нуждается во внешней причине. Оно - Первопричина, то есть причина его существования лежит в Нем самом. Его никто не создал. Но Он - причина всего сущего. Конечно, можно объяснить мир и иначе, но поверьте, это чрезвычайно трудно.
Впрочем, наша теория, тоже не проста. Что значит - нечто "находится вне времени"? Когда находится? Сейчас? Если сказать, что Первопричина пребывает в каком-то другом пространстве с его собственным потоком времени, то это будет просто неверно. Первопричина - вне времени вообще. Подобно тому как трехмерный объект располагается "вне" какой-то одной плоскости, хотя и может иметь с ней пересечение, то есть как бы присутствовать на ней.
В первом приближении можно провести такую аналогию: герои романа и писатель того же романа находятся в разных "временных" пространствах. Так и мир с его Первопричиной. Другое дело, что писатель сам погружен в некий временной поток; у него есть причины, по которым он сочиняет свой роман, свой опыт жизни, который он приобрел и который использует при написании. А у Первопричины никакой погруженности ни во что нет! Она вне нашего мира, как писатель вне мира персонажей своей книги. Но она и с нами! Герои могли бы задуматься: а что делает сейчас тот, кто нас написал? Эта их мысль зафиксирована на бумаге. Писатель перечитывает текст перед тем, как отнести его в издательство. Он может ответить: я иду в издательство. Теперь книга вышла, писатель читает отрывки из нее на встрече с читателями; на этот раз на тот же вопрос он может ответить: я разговариваю с читателями. И так далее. Он для них - создатель, живущий вне их пространства и времени. (Только не надо брать из этой аналогии больше, чем она дает. Это всего лишь иллюстрация.)

(Продолжение следует)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.