Смысл этого слова-восклицания — подтверждение, поддержка, согласие: согласен с тем, что только что было сказано; да будет так. Произносится обычно после благословения или клятвы. Отвечающий "амэн" как бы сам благословляет или клянется. В Талмуде находим, что если ответчик в суде сказал "амэн" на обвинение, это означает, что он согласен восполнить ущерб, причиненный истцу.
Из Хумаша видим, что раньше его произносили при публичных торжественных клятвах (см. книгу Дварим 27:15). В эпоху Храма этим словом народ отвечал на благословение священников-коэнов. Ныне употребляется, главным образом, при завершении молитв и благословений. Кроме того, его используют также в качестве ответа на доброе пожелание, хотя в таком случае наиболее полной формой является выражение — амэн, кэн йие рацон, "да будет таковой воля Всевышнего".
Поскольку слово "амэн" родственно слову "эмуна" (вера), евреи всегда относились к нему самым серьезным образом, что подтверждается разработанностью правил, когда и после чего его следует произносить. По словам мудрецов, если простой еврей, далекий от Торы, заходит в синагогу и говорит "амэн", его награда за выполнение заповеди весьма велика: "Тот, кто отвечает на молитву, выше того, кто ее читает".
Раби Ханина, мудрец эпохи Талмуда, отметил, что слово "амэн" является акростихом фразы Эль мэлех неэман, "Всевышний — верный Царь", а значит, произносящий его удостоится доли в грядущем мире.