Почему евреи Торы часто произносят слова — бли айн ара, "чтоб не сглазить"? Разве это не суеверие? Во-первых, в наш век смешно верить в колдунов и ведьм. А во-вторых, не сам ли иудаизм в крайне резкой форме требует от нас не участвовать во всем, что связано с верой в приметы и "сглазы"?
А мы и не участвуем. Просто нам известно, как устроен этот мир. То есть мы знаем, что существует такая вещь, как зависть, которая обладает самыми разрушительными свойствами. Согласны, из курса физики не следует, будто приборами можно установить прямую причинную связь между завистью и объектом ее приложения. Но из слов наших мудрецов и из самой практики повседневной жизни видно, что такая связь есть.
Не только поступки и слова влияют на действительность, но и мысли человека. Даже такие, которые никак не проявляются в словах и действиях. Человек подумал и потом, может быть, даже забыл, — а мир на его мысль среагировал! И хорошо, если мысль благожелательна. А что если она была черной? Зависть на иврите называется айн ара, плохой глаз. Человек посмотрел на то, чем владеет его ближний (хозяйство, здоровье, урожай, счастливые здоровые дети), и мрачно подумал: ну вот, у него есть, а у меня нет, пусть и у него не будет! Как только он так подумал, в мире возникли силы, которые будут стараться его желание реализовать. Человек впрямую влияет на действительность. Всеми средствами, которые у него имеются. Зависть тоже имеет тенденцию к воплощению. Чтобы этого не случилось, мы включаем "антизависть", говоря счастливому владельцу богатства, которое может вызвать в других зависть, что мы желаем ему свое богатство не потерять. Пусть наслаждается. У человека должен быть "хороший глаз" — айн атов. Благожелательность приводит в мир согласие и любовь. А зависть, как говорили наши мудрецы, уничтожает, в первую очередь, самого завистника.
Написано, что на потомков Йосефа зависть никак не действует, то есть они защищены от ее разрушительного воздействия. Это качество они получили в заслугу своего праотца. Жена египетского сановника "положила на него глаз", но юный Йосеф с честью выдержал испытание. Евреи колен Эфраима и Менаше не боялись чужой зависти. Ибо сами были независтливы, — как и их праотец.
Никому не завидуйте — и Всевышний вам поможет!