Мирьям ЛЕВИ(Продолжение. Начало в № 536.)
ОБЫЧНЫЕ ТИПЫ ПЛАЧА
Ночные страхи. Маленькие дети часто проходят через период пробуждения ночью в страхе. Ребенок может испугаться кошмара или просто темноты. Несколько успокаивающих слов и уверений в том, что мы защитим его, — и он утешается. Если ребенок боится какого-то темного предмета в своей комнате, который представляет себе животным или "плохим человеком", мы должны мягко показать, что его страхи необоснованны. Одна мать рассказывает, как успокоила своего ребенка:
Однажды моя дочь Малка проснулась ночью с плачем. Я вошла и увидела, что она лежит в ужасе с широко раскрытыми глазами. Я спросила, чего она испугалась, и она сказала: "В моей комнате птица". Я спросила: "Где птица?". Она показала в сторону маленькой детской машинки и сказала: "Там. Это птица". В комнате было достаточно света, чтобы ясно видеть, поэтому я подняла машинку и спросила: "Это птица? Нет, это машинка, а не птица". Она помолчала несколько мгновений, потом улыбнулась и сказала: "Я подумала, что машинка — это птица!". Тогда я напомнила, что теперь нужно спать. "Все в порядке, — сказала я. — Папа в своей кровати, младенец в своей кровати, ты и твоя сестра тоже в своих кроватях. И я иду в свою кровать, но послежу за тобой. Все в порядке". И удовлетворенная тем, что с ней все хорошо, я поцеловала ее и вышла из комнаты.
Ребенок, который проснулся ночью испуганный, часто приходит с плачем в комнату родителей. Хотя кому-нибудь из них может прийти в голову взять его в кровать, — это ошибка. Когда ребенок уже стал приходить к родителям в кровать, нелегкое дело его от этого отучить, и лучше не давать ему даже начинать, а вернуть обратно в его постель и успокоить там.
Плач, когда мама уходит. Маленькие дети часто плачут, когда мама уходит из дома. Хотя обычно они кончают плакать через две-три минуты, некоторые матери чувствуют себя очень виноватыми из-за того, что оставили плачущего ребенка. Они не выносят вида несчастного ребенка и корят себя за бессердечие, раз покинули его в таком положении. И ребенок, в свою очередь, замечает колебания матери и ее виноватый вид и приучается играть на ее чувствах, усиливая плач, чтобы оставить мать дома. Осознав, что именно вызывает у нее чувство вины, мать может проверить правильность своих догадок и в результате, выходя из дома, чувствовать себя спокойнее.
А ребенок тогда будет легче воспринимать ее уход.
Мой двухлетний Эли был настоящим маменькиным сынком, он хотел быть со мной все время. Это становилось большой проблемой, когда мне нужно было выйти и оставить его дома с няней или с кем-нибудь другим. Каждый раз, когда я уходила, что редко случалось, я извинялась и утешала его, — но продолжала слышать плач далеко от дома. А когда я возвращалась, мне говорили, что он плакал очень долго, почти все время. Это вызывало у меня сильное чувство вины, поэтому я старалась не оставлять его. Я выходила из дома, только когда это было абсолютно необходимо. Если мне приходилось куда-то идти, я чувствовала себя очень неуверенно. "Как он будет? Как я могу с ним такое делать? Я не должна оставлять его в таком состоянии! Разве я не плохая мать, если оставляю его плачущим?"
Обсуждая это в группе, я начала понимать, что именно эти мысли вызывают у меня чувство вины. Я осознала, в чем моя ошибка: предположение, что Эли очень огорчен моим уходом. Это, конечно, было не так. Он мог научиться принимать тот факт, что я ухожу. Я вполне могла уходить.
Когда я начала думать таким образом, я стала оставлять его, уверенная в своей правоте. И в следующий раз, когда мне нужно было выйти, я просто сказала ему, что так бывает, — иногда приходится уходить. И он плакал гораздо меньше. Теперь он плачет не больше двух-трех минут.
Упорный плач. Упрямый двухлетний мальчик иногда громким плачем сопротивляется материнским усилиям побудить его сделать то, что ей нужно. Лучше всего, не вступая в дискуссии, крепко взять его руку и делать все, что полагается, не обращая внимания на беспрерывный плач. Например, маленький ребенок плачет, потому что не хочет вместе с нами выходить из дома, но мы выводим его и успокаивающе говорим ему в это время: "Я знаю, ты не хочешь идти, но мы все равно идем. И теперь все в порядке". А потом нужно заговорить с ребенком о других вещах; это отвлекает его и помогает забыть о неприятностях.
Иногда дело решает один хороший шлепок. Но его следует дать уверенно и сразу, когда ребенок начинает заводиться, сказав при этом: "Все, достаточно". Неправильно откладывать шлепок на потом, когда мы уже выходим из себя из-за детского крика, потому что тогда мы уже отшлепаем его в гневе.
(Продолжение следует.)