Нонна Викторовна Мордюкова завещала не проводить по ней гражданской панихиды, она не хотела, чтобы ее видели мертвой. "Пусть меня запомнят живой", - говорила актриса. Народная артистка СССР скончалась в московской клинике на 83-м году жизни. Ее похоронили на Кунцевском кладбище российской столицы - рядом с сыном...
Не знаю, был ли на могиле народной артистки Нонны Мордюковой венок от еврейской общины России. Но уверен, что она заслужила этот венок и добрую память - не только своими знаменитыми ролями, не только своей личностной значимостью, но и участием в фильме "Комиссар". Причины того, что этот фильм на долгие десятилетия оказался на полке, называют разные. Но, по большому счету, мы прекрасно понимаем, почему так произошло, - это история про еврейскую семью и русскую женщину. Про извечный поиск человеческого - и цивилизационного - взаимопонимания. И про торжество человечности над идеологией и предрассудками. То, что русской женщине - к тому же комиссару - удалось найти общий язык с патриархальной еврейской семьей, не могло радовать антисемитскую, по сути, власть. И именно это - а не что-то другое - послужило причиной долгой опалы фильма.
Когда уже в перестройку "Комиссар" вышел на экраны, мы смогли увидеть выдающийся фильм и великую роль. Но это был еще и гражданский поступок людей, согласившихся участвовать в этом, как бы сейчас сказали, проекте. Проекте, явно обреченном на неудачу, на раздражение партийного начальства, на низкую прокатную категорию, - если бы его разрешили. А они выкладывались на полную катушку, играли, как в последний раз. И если для нас Нонна Мордюкова - актриса многих и многих потрясающих ролей, то для мира она - прежде всего, комиссар из фильма Аскольдова.
Если бы "Комиссар" вышел тогда, когда он должен был появиться на экранах, он стал бы не просто очередным фильмом - он стал бы протестом настоящих русских людей против нарастающего партийно-черносотенного антисемитизма того времени. Протеста с лицом Мордюковой - лицом, которому мы привыкли верить и которое нельзя было не любить. Именно поэтому некинематографические комиссары от культуры сделали все, чтобы загубить фильм. Спасибо, что хоть не смыли. Мы увидели одну из лучших ролей Мордюковой тогда, когда страна уже просыпалась, когда безвозвратно шел ко дну "Титаник" бесчеловечной империи. Но важно, что мы смогли его посмотреть и понять, сколько брезгливости было в тех, кого привычно называют солью нации, по отношению к перемалывавшей человеческие судьбы идеологии. "Комиссар" навсегда остался одним из самых выдающихся фильмов на тему еврейско-русского взаимопонимания, и совершенно очевидно, что он не стал бы таким, если бы не игра великой актрисы.
Не нужно думать, что Мордюкова не понимала, с чем она сталкивается, чем рискует. Режиссер "Комиссара" Александр Аскольдов вспоминал, что для фильма необходима была еврейская массовка. Кинематографистам, снимавшим фильм о революции, решило помочь начальство - ЦК Компартии Украины отдал распоряжение выделить по одному еврею с каждого предприятия Каменец-Подольского (съемки проходили в этом городе). Но люди все равно боялись идти. "Ни один еврей не захотел принять участие в нашей съемке (никто из них просто не верил, что такой фильм можно снять в нашей стране). Что делать?" И тогда перед людьми выступила Мордюкова. И сказала: "Товарищи евреи! Как вам не стыдно? Мы снимем очень хорошую картину, и она обязательно выйдет!".
И люди пришли... Так и была снята самая знаменитая - и самая еврейская - сцена "Комиссара"...
Виталий ПОРТНИКОВ,
"Еврейские новости".