Карина РАУХ "Тиква"
Цифру "55" применительно к юбиляру, о котором пойдет речь, друзья расшифровали как две "пятерки", причем не по двенадцатибалльной шкале, а по старой доброй пятибалльной... "Двойным отличником" величали (пять лет назад, помнится, пели: "Юра, вы - король!"). Ну, тоже неплохо. "Юрий Кузнецов - это наше все!" Так с полной уверенностью в правоте этих громких слов можно перефразировать хрестоматийное высказывание, произнесенное однажды в адрес гуру норвежского джаза Яна Гарбарека. Как без Гарбарека меркнет палитра скандинавского джаза, так и без Юрия Кузнецова невозможно представить современный одесский и украинский джаз.
"СПАСИБО, ЧТО ДАЛИ ПОБЫТЬ БЕТХОВЕНОМ"
Юрий Анатольевич Кузнецов родился 11 июля 1953 года в Одессе. Окончил школу имени Столярского и одесскую консерваторию по классу фортепиано. С 1973 года начал активную концертную деятельность. И потому к юбилейной 55-летней дате в жизни Кузнецова в 2008 году прибавляется еще один значимый рубеж - 35 лет на джазовой сцене! Юрий Кузнецов выступал в дуэтах и ансамблях со звездами советского джаза (Владимиром Чекасиным, Витаутасом Лабутисом, Владимиром Тарасовым, Вячеславом Гайворонским, Владимиром Волковым, Игорем Брилем, Леонидом Чижиком, Валентиной Пономаревой, Сергеем Манукяном, Владимиром Резицким, Алексеем Козловым, Игорем Бутманом, Энвером Измайловым, Анатолием Вапировым), будучи одним из самых неутомимых авангардистов и джазовых экспериментаторов Советского Союза. Впоследствии к списку его соратников по джазовой сцене добавились имена зарубежных музыкантов: Стояна Янкулова (Болгария), Дрора Файлера (Швеция), Андреса Боярского, Тима Стронга, Дональда Данна, Эрика Мариенталя, Неда Роттенберга, Дениз Перье (США), Владимира Миллера (Великобритания), Дитера Главишнига (Германия) и других.
Талант Юрия Кузнецова - композитора принес ему не меньшую славу, чем исполнительский: кроме авторства множества джазовых композиций Кузнецов известен своими масштабными работами для театра и кино. Наиболее известные из них - музыка к фильму Павла Лунгина "Такси-блюз" (совместно с Владимиром Чекасиным) и к спектаклю "Venus" в постановке Сергея Виноградова. Актерский талант Кузнецова проявился в театральной постановке "Моцарт и Сальери" (совместно с Борисом Барским и Владимиром Комаровым), в которой он сыграл роль Бетховена, - за это юбиляр особо благодарит комик-труппу "Маски"...
В 1997 году Юрий Кузнецов организовал и возглавил одесский Клуб высокой музыки, в рамках которого регулярно проводятся концерты, фестивали, творческие встречи с выдающимися музыкантами мира, творящими в различных музыкальных стилях и направлениях. Только за последний год благодаря усилиям Клуба высокой музыки в Одессе выступили звезды мирового джаза Эрик Мариенталь, Билл Эванс, Джефф Лорбер, Уильям Кеннеди, Джимми Хаслип, Чак Лоуб, Марк Игэн. С 2000 года Юрий Кузнецов является арт-директором Международного джазового фестиваля "Джаз-карнавал в Одессе".
Благодаря виртуозным импровизациям, блестящей технике, уникальному композиторскому таланту и многочисленным совместным проектам с самыми авторитетными джазовыми музыкантами имя Юрия Кузнецова известно сегодня во всем мире. Участник крупнейших советских и европейских джазовых фестивалей в Швейцарии (Soviet Avant-garde), Германии (Jazz Tage, Jazz Baltic), Франции (Avril swing the last), Италии (Europe Festival Jazz, Jazz Summer, Jazzmigrazione), Болгарии (Varna Summer), Венгрии (Ethno Music Festival), Эстонии (Jazz Kaar). Юрий Кузнецов - обладатель специального приза Пола Маккартни на международном конкурсе "Yesterday" в Эстонии. Участник Дней культуры Украины в Германии, Франции, Грузии, России. В 2001 году Кузнецов стал обладателем звания "Одессит года" и диплома "Музыкант года" рейтинга популярности "Народное признание". Победитель Всеукраинского фестиваля "Культурный герой" в номинации "Джазовая и импровизационная музыка". Лауреат российской премии "Джаз-Богема-2002". Заслуженный деятель искусств Украины.
По праву именинника Юрий Кузнецов пригласил к участию в юбилейном концерте на сцене Большого зала филармонии своих друзей, соратников и учеников: Анатолия Кролла, Татьяну Боеву, Сергея Терентьева, Георгия Делиева, Бориса Барского, Тамару Лукашёву. Честь была оказана группе Роксаны Смирновой из Южного и одесскому вокальному бэнду "Дюк-тайм" - и чести не уронили молодые, кстати... Надо было видеть, как ломилась публика в зал, как терпеливо ожидали "хоть входных билетов" у администраторской друзья и родные... А накануне концерта в ресторане "Кларабара" состоялась пресс-конференция юбиляра, в которой принял участие почетный гость концерта народный артист России дирижер, пианист, композитор и аранжировщик Анатолий Кролл. Поскольку его появление было все-таки гвоздем программы, сделаем небольшое отступление...
"РАНЬШЕ НАС СЧИТАЛИ РЕСТОРАННЫМИ ЛАБУХАМИ..."
Известность пришла к Анатолию Кроллу в начале 60-х годов, когда им был создан знаменитый джаз-оркестр при Тульской филармонии. Дирижерскую деятельность Кролл активно совмещал с деятельностью джазового пианиста-солиста. С 1971 года Кролл работает в Москве в Росконцерте, возглавив джаз-оркестр "Современник". В составе оркестра в качестве джазовой певицы началась творческая деятельность Ларисы Долиной.
В 1982 году Кролл был приглашен кинорежиссером Кареном Шахназаровым в качестве композитора музыкального художественного фильма "Мы из джаза", в котором одну из главных ролей исполнила Лариса Долина, а сам Кролл - все сольные фортепианные партии музыки к фильму. Содружество Кролла с режиссером Шахназаровым переросло в творческую дружбу: так родилась музыка еще к пяти кинокартинам этого режиссера ("Зимний вечер в Гаграх", "Сны", "Американская дочь", "День полнолуния", "Яды").
Революционным поворотом в жизни дирижера и композитора Кролла стало создание им в конце 1992 года Большого джаз-оркестра "МКС Биг Бэнд", в который вошли лучшие джазовые музыканты и солисты Москвы. В 2002 году к двадцатилетию создания кинофильма "Мы из джаза" Анатолий Кролл создал одноименный проект. В 2003 году на "Площади Звезд" в Москве заложена именная звезда Анатолия Кролла.
Давно замечено: чем больше музыкант, тем меньше у него нездоровых амбиций, тем проще он в общении. Абсолютно не чинясь, гость рассказывал о том, как долго джазовая музыка была нежелаема в СССР, как оскорбительно приравнивали джазменов даже высочайшего класса к "ресторанным лабухам", и какие потери из-за этого нес советский джаз. Теперь положение изменилось, Россия поддерживает искусство вообще и джазовое в частности, стало быть, надо работать - делает вывод маэстро. А Юрия Кузнецова с удовольствием приглашает на свой фестиваль "Российские звезды мирового джаза" и в программу "Парад грандов джазового рояля". Для журналистов Кролл исполнил небольшой регтайм на ресторанном пианино, доставив огромное удовольствие всем, кто это слушал...
А в концертной программе высокий гость отдал предпочтение блюзу, исполнив и "вот такой вот блюз", и "махровый блюз, без всяких там оговорок...". И сердцебиение публики вошло в такой восхитительный резонанс с тем, что происходило на сцене, что никто не удивился, когда на сцену выскочил "Дюк-тайм" и принялся петь вместе с прославленным составом москвичей, демонстрируя при этом, говоря словами маэстро, полную биологическую совместимость. Кроме музыки, которой юбиляру всегда и хватает и не хватает, Анатолий Кролл привез Юрию Кузнецову поздравительный адрес от Союза композиторов Москвы, подписанный Георгием Гараняном, Игорем Брилем, Алексеем Козловым, Германом Лукьяновым, Игорем Бутманом. Разумеется, подпись Кролла также красуется под поздравлением.
А среди других подарков имелся и "Знак почета" от городского головы Одессы и патефон 1935 года, преподнесенный генеральным продюсером "Джаз-карнавала" Михаилом Фрейдлиным (тут же была поставлена пластинка с песней "Он такой хороший парень"), и даже "Золотой пояс" от Независимого союза ветеранов бокса. Когда-то юбиляр увлекался тяжелой атлетикой, футболом и боксом, но это могло повредить рукам, потому он выбрал музыку, и еще немножко - бадминтон...
Фото Олега Владимирского.