В Одесском музее Западного и Восточного искусства отреставрирован шедевр итальянской живописи, но здание, в котором хранятся эта картина и другие ценные экспонаты, сегодня находится в плачевном состоянии. После того как фундамент музея был укреплен, финансирование реставрационных работ замерло, и причина тому видится в уходе с должности губернатора Одесской области Василия Цушко, взявшего было реставрацию здания под свой личный контроль. Однако о грустном, то есть реставрации, расскажем чуть ниже…
Интерес к творчеству выдающегося художника эпохи Позднего Возрождения Микеланджело Меризи да Караваджо (1573 — 1610) велик во всем цивилизованном мире. Его полотнами обладают Лувр и галерея Уффици, другие выдающиеся мировые музейные собрания. А вот на пространстве СНГ картинами оригинала, скандалиста и дуэлянта Караваджо могут похвастаться только Эрмитаж ("Лютнист") и Одесский музей Западного и Восточного искусства, где находится полотно, написанное на библейский сюжет. Радость от обладания шедевром у одесситов омрачалась наличием очень похожего полотна под тем же названием в собрании Дублинского музея. Сам по себе этот факт не хорош и не плох, ведь Караваджо делал по несколько вариантов своих картин, это общеизвестно, однако, находились искусствоведы, которые упорно называли одесское полотно всего лишь копией, сделанной учеником великого мастера.
После того как полотно побывало в Милане на международной выставке "Караваджо и караваджисты", а дублинский экземпляр — нет, сомневающихся стало меньше. На выставку в Дюссельдорф картина поедет уже обновленной. В результате благородной инициативы украинского филиала итальянской фирмы одежды "Ermenegildo Zegna" (его директор, пожелавший быть неназванным, — бывший одессит) в музее появилось 10 тысяч гривен на реставрацию шедевра. Работы выполнили киевляне — реставратор высшей категории Владимир Цитович, являющийся сегодня одним из ведущих мастеров своего дела в Европе, и реставратор первой категории, кандидат наук Татьяна Тимченко-Цитович.
Предыдущая реставрация проводилась в 1955 году в Москве. Теперь на картине тонированы места появившихся за полвека утрат, исправлены старые тонировки, изменившиеся в цвете и искажавшие первоначальный облик картины. Был также убран потемневший и местами разложившийся лак. Полотно прояснилось, неожиданно стали видны интересные детали вроде белокурого локона на голове одного из римских солдат. Теперь картина покрыта специальным прозрачным лаком немецкой фирмы "Hepray", позволяющим воспринимать все нюансы гениальной живописи Караваджо, выполненной в характерной для зрелого периода его творчества "темной" манере. Сохранности картины будет способствовать и то, что оборотная сторона ее покрыта бескислотным картоном.
Музейщики надеются, что со временем удастся найти спонсоров для приобретения безбликового стекла и красивой старинной рамы, которые послужат достойной оправой шедевру Караваджо.
К сожалению, стены залов, в которых хранятся столь ценные произведения искусства, пугают змеящимися трещинами. И много еще в здании такого, что невозможно исправить, располагая только тазиком, метлой и тряпкой. Реставрацию необходимо продолжить! По городу ходят упорные слухи: здание приглянулось одному богатому бизнесмену, и он ищет пути прибрать его к рукам в обход постановлений, запрещающих приватизацию объектов культурного наследия. Напуганные этими слухами, работники музея не на шутку встревожились, когда плановая проверка областного управления по охране труда подняла вопрос о закрытии здания — дескать, людям в нем находиться опасно. При этом о продолжении реставрации речь не идет. Сложив два и два, директор ОМЗВИ Виктор Никифоров созвал экстренную пресс-конференцию, на которой высказал опасение: оставив музей, коллектив рискует его потерять. А жизни людей в этом здании ничто не угрожает, во всяком случае, пока. Идею закрытия без ремонта Виктор Сергеевич поименовал во всеуслышание диверсией по отношению к европейской культуре.
Пришедшие на пресс-конференцию начальники областных управления культуры и туризма Юрий Кузнецов и управления охраны объектов культурного наследия Наталья Штербуль опровергли опасения директора, назвав их беспочвенными. Юрий Анатольевич признал, что неоднократно различные бизнесмены предлагали профинансировать реставрацию музея, претендуя взамен на часть его площадей. Однако власти на это не идут. А Наталья Анатольевна заметила, что передать такой объект в частные руки просто юридически невозможно, в то время как директору нужно быть лучшим хозяйственником, с умом эксплуатировать вверенное ему здание, чтобы не было нареканий со стороны проверяющих органов. А что же реставрация?
— На восстановление исторической застройки Одессы выделено 27 миллионов гривен, — проинформировала собравшихся журналистов Наталья Штербуль. — Эта субвенция является целевой, она идет на Одесский горисполком. С начала года идет нормальная работа с горисполкомом на основании предложений облгосадминистрации, музей включен в перечень объектов, в которых планируется проведение восстановительных работ в этом году за счет субвенции. Ни для кого не секрет, что техническое состояние зданий в старой части города — вообще больной и острый вопрос. Три года подряд облгосадминистрация финансировала укрепление фундамента музея, сегодня эта первоочередная задача решена. Увы, столь мизерно, как в этом году, наше управление не финансировалось давно. Вспомним, что реставрация Оперного театра в прошлом году не финансировалась вообще, а это не менее значимый объект, чем музей. Сегодня реставрацию область "потянуть" не может, но дирекция может и должна принимать все меры по сохранению того, что есть. Задача управления по охране труда — обеспечить системный подход к проблеме, поставить задачи и перед соответствующими управлениями, и перед дирекцией музея.
Круг пока что замыкается. Пресловутый дефицит финансирования вновь выдвигается во главу угла. К сожалению, картины Караваджо (Маньяско, Хальса, Тенирса) при обычных условиях хранения могут подождать своих реставраторов, а вот здание с трещинами в стенах — вряд ли. И потому цепляться за спасительный во многих случаях оптимизм совершенно неуместно. Может, и в самом деле, раз государство не может сохранить такие жемчужины зодчества, как Оперный театр или музеи, стоит поискать разумный компромисс и вступить в некий симбиоз с частным капиталом? Только при этом следует поторопиться, ведь если все рухнет, новые хозяева руин появятся с неимоверной быстротой и на совершенно иных условиях. Тут уж частью помещений, как сегодня, музейщики не отделаются…
Карина РАУХ.
Фото Олега Владимирского.