На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЧИТАЕМ АГАДУ

ГИБЕЛЬ ИЕРУСАЛИМА


Накануне поста Девятого ава, посвященного дню разрушения Иерусалимского храма, предлагаем вам пересказ отрывка из Талмуда (трактат "Гитин").

Жил в Иерусалиме один человек, у которого был друг по имени Камца. И был у него враг по имени Бар-Камца.

Как-то этот человек устроил большой пир и послал своего слугу пригласить на пир Камцу. Слуга пошел и по ошибке пригласил Бар-Камцу.
Вошел хозяин в зал и вдруг увидел, что среди приглашенных находится его враг. Воскликнул он в гневе: "Мой враг за моим столом?! Немедленно встань и уходи отсюда".

"Я пришел по ошибке, — отвечал ему Бар-Камца. — Но если уж я пришел, дай мне остаться, я заплачу тебе за все, что съем и выпью. Не позорь меня!".
"Нет!" — ответил хозяин.
"Я заплачу тебе стоимость половины всего пира", — попросил Бар-Камца.
Но хозяин был непреклонен.
"Тогда я беру расходы за весь пир", — продолжал умолять Бар-Камца.
"Нет и нет!" — сказал хозяин, схватил несчастного гостя за руку, выставил из-за стола, а затем и вовсе вытолкал вон...
Шел Бар-Камца по улицам Иерусалима и думал: "Свидетелями моего позора были наши городские мудрецы. Они тоже находились в том зале, но никто не помешал хозяину поступить со мной так жестоко. Значит, они были с ним заодно. Значит, такова их мораль, их нравы. Обращусь-ка я к римскому кесарю и заявлю, что евреи взбунтовались"...

Пришел к кесарю и сказал, что евреи взбунтовались против римской власти.
"Где твои доказательства?" — спросил кесарь.
"Пошли им животное, чтобы они принесли его в жертву в своем Храме от имени царя, и тогда увидишь, принесут ли они ее. Если не принесут, то это бунт!" — такой совет дал Бар-Камца, который прекрасно знал законы своего народа.
Распорядился кесарь послать евреям самого лучшего теленка из стада, что находилось при римском войске. Подарок взялся сопровождать Бар-Камца, но по дороге он незаметно нанес маленькое увечье теленку, поранив его губу (некоторые утверждают — веко), — такое маленькое, что, с точки зрения неевреев, оно не может считаться увечьем, — царапинка, не больше.

Но по Законам Торы то было самое настоящее увечье (при котором животное нельзя приносить в жертву).
В Храме теленка осмотрели мудрецы, и хотя царапину обнаружили, все же решили принести его в жертву ради мира с властью.
Но тут вмешался раби Зехария бен Авкилас: "Пойдут разговоры о том, будто увечных животных разрешено приносить на жертвенник".
Тогда решили мудрецы приговорить Бар-Камцу к смертной казни, чтобы он не пошел с новым доносом о том, что евреи отвергли жертву кесаря.
Но тут вновь вмешался раби Зехария: "Теперь пойдут разговоры, что казнят тех, кто увечит жертвенных животных".
Сказал раби Йоханан: "Праведность раби Зехарии бен Авкилас разрушила наш Дом, сожгла наш Храм и изгнала нас из Страны".
В чем продолжение истории? Послал на евреев кесарь военачальника Веспасиана, и тот три года осаждал Иерусалим.

В это время в Иерусалиме жили три богача: Накдимон бен Гурион, Бен-Калба Савуа и Бен-Цицит Акэсэт. На их складах хранились большие запасы всего необходимого; причем этих запасов хватило бы для всех жителей Иерусалима на двадцать один год. Но среди иерусалимцев в те времена было слишком много крайних элементов, которые только и ждали, как бы содействовать приближению войны. Когда израильские мудрецы предложили горожанам выйти и договориться о мире с римлянами, подстрекатели начали мутить народ, заявляя, что война предпочтительней. И в конце концов, подожгли запасы продовольствия в ожидании, что угроза голода заставит горожан взяться за оружие.

Одним из предводителей самой воинственной партии Иерусалима был Аба-Сикра, племянник великого учителя — раби Йоханана бен Закай. Через гонца раби Йоханан вызвал племянника на тайную встречу, и как только они встретились, воскликнул: "До каких пор вы собираетесь морить Иерусалим голодом и мешать заключению мира?".

"Что я могу сделать? — ответил ему племянник. — Если я скажу слово против своих товарищей, меня немедленно убьют".
Тогда раби Йоханан спросил у Абы-Сикры, каким образом можно выбраться из осажденного Иерусалима.
"Притворись больным, — предложил племянник, — не показывайся несколько дней, потом пусть объявят тебя умершим. Носилки с твоим телом пусть несут только твои ученики, причем не надо давать приближаться никому из посторонних. И так тебя вынесут из города якобы в направлении к кладбищу".
Так и сделали. Когда похоронная процессия подошла к воротам Иерусалима, стража хотела проткнуть тело раби копьем, чтобы удостовериться, действительно ли тот мертв. Но присутствуовавший при выносе гроба Аба-Сикра сказал (а он пользовался у них авторитетом): "Пойдут разговоры, что учителя закололи". Ворота открылись и процессия вышла.

Раби Йоханан бен Закай предстал перед Веспасианом (предводителем римского войска) и произнес: "Приветствую тебя, кесарь!".
И надо так случиться, что в это же время прибыли гонцы с известием об избрании Веспасиана римским императором. Растроганный Веспасиан предложил еврейскому мудрецу выбрать себе награду, и раби Йоханан попросил, чтобы ему отдали маленький городок Явне, в котором в ту пору проживало много ученых, — чтобы их не убили, а городок не разрушили...

Дав ему обещание выполнить его просьбу, император Веспасиан отправился в Рим, а продолжать осаду Иерусалима поручил злодею Титу, который впоследствии захватил и уничтожил Иерусалим.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.