На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ГОТОВИМСЯ К ПОСТУ

ДЕВЯТОЕ АВА


Приближается пост Девятого ава. В этом году он начинается вечером 9 августа и длится до вечера следующего дня. Кратко напомним, в чем его смысл.
В еврейском календаре существуют даты, когда все евреи постятся в память о трагедиях, которые произошли в эти дни. Пост должен пробудить сердца и заставить нас вернуться на дороги Творца. Во время поста мы вспоминаем не только о наших неудачных поступках, но и о тех прегрешениях, что совершили наши предки, в результате которых случились все эти беды. Вспоминая о трагических событиях еврейской истории, мы изменяемся к лучшему. У Рамбама (в "Законах поста") написано: "Постами являются: 17 тамуза, 9 ава, 3 тишре и 10 тевета".

Мудрецы отмечают, что пять бед приключились с нашими отцами Девятого ава (приводим по Мишне и Рамбаму):
"1) Всевышним было постановлено, что поколение пустыни не войдет в Страну (Дварим 1:35): "Не увидит ни один из этих людей этого негодного поколения благую страну". 2) Был разрушен Первый храм. 3) Был разрушен Второй храм. 4) Был взят врагами Бейтар, большой город, в котором находились десятки тысяч евреев, во главе которых стоял Бар-Кохба. Город пал и был отдан на растерзание римской солдатне, которая перебила всех его жителей. Эта трагедия сравнима с разрушением Храма. 5) Некто по имени Торнусреф распахал Иерусалим и его окрестности, в результате чего исполнилось пророчество (Миха 3): "Цийон — распаханное поле".

Приведем цитату из Талмуда (трактат "Таанит" 29): "Когда разрушили Первый храм, было девятое ава, исход субботы, конец Седьмого года (года шмиты), очередь (служить в Храме) коэнов семейства Еоярива. Левиты пели конец 94 го псалма: "Он воздал им за их беззаконие и за их злодейство истребил их..." И не успели произнести они последние слова: "...За их злодейство истребил их Всевышний", — как вошли враги и захватили их. То же самое произошло при падении Второго храма".

Дадим несколько общих законов относительно последней трапезы перед постом, во время которой едят хлеб, и которая называется "разделяющей". Ее устраивают незадолго до наступления поста, перед заходом солнца. Еще ее называют "трапезой Девятого ава". Несмотря на то, что трапеза — "заповедная", во время ее проведения запрещено есть мясо и пить вино, поскольку ее цель именно в подготовке к посту. Наши благословенной памяти учителя сказали, что про того, кто ест мясо и пьет вино во время "разделяющей" трапезы перед Девятым ава, можно сказать словами пророка (Йехезкеля 32): "Их беззакония на костях...".

Нельзя есть никаких особо вкусных блюд, трапеза должна быть почти скудной. На стол не ставится рыба. Не подают ничего, что обычно едят на десерт, например, компот или мороженое. Не пьют никаких напитков, кроме самых простых, и тем более не пьют алкогольных напитков. Во время трапезы не едят двух блюд, а едят только одно. Существует обычай, согласно которому единственное блюдо этой трапезы — вареное яйцо или чечевица. (Яйца и чечевица — обычные траурные блюда, ибо считается, что круглое яйцо и круглая чечевица символизируют непрерывно присутствующий в мире траур.)

Во всем еврейском народе в этот день принято не делать работу, которую можно отложить на другой день. В течение дня поста до полудня не занимаются, например, торговлей, ибо подобные занятия отвлекают человека от поста. Но если работу нельзя отложить без того, чтобы не понести убытков, ее можно сделать. Наши мудрецы предупреждают, что всякий, кто занимается работой Девятого ава (даже после полудня, даже если делать эту работу разрешено), не увидит знака благословения и не получит пользы от своей работы. В день поста Девятого ава не принято совершать прогулок (даже по обычной улице, не говоря о парке и пр.) — из опасения, что человек, забывшись, начнет развлекаться.

Не приветствуют друг друга, более того — воздерживаются от самых обычных приветствий. В этот день не посылают подарков друг другу.
До полудня не сидят на стульях, а только на полу либо на низкой скамейке. Тому, кто едет на машине, можно сидеть как обычно.
О молитвах. В синагоге в этот день зажигают минимальное количество ламп или свечей, — только чтобы можно было различать буквы. Снимается занавес со шкафа со свитками Торы. Все это для того, чтобы проникнуться памятью о разрушении Храма.
Тихо и со слезами читают вечернюю молитву — подобно человеку, пребывающему в трауре. После молитвы читают свиток Эйха ("Плач" пророка Йирмеяу). Хазан, ведущий молитву, читает свиток вслух, остальные слушают.

В большинстве еврейских общин принято во время утренней молитвы не закутываться в талит-гадоль и не накладывать тфилин, как это делают в обычные дни. В молитве не читают "покаяние". Утром читают специальные молитвы, написанные стихотворным размером — кинот. Во время дневной молитвы закутываются в талиты и надевают тфилин. После полудня можно сидеть на высоких сидениях.

В течение всех суток человек обязан воздерживаться еще от четырех действий (кроме еды и питья, что считается одним действием): мытья, втирания масла в тело, супружеской близости и ношения кожаной обуви. Пять указанных запретов должны соблюдаться всеми евреями: мужчинами, женщинами, стариками, юношами с 13-ти и девушками с 12-ти лет.

Несколько правил относительно больных. Больной, которому тяжело соблюдать пост, и роженица в течение тридцати дней после родов — могут есть и пить в необходимых им количествах, даже если их здоровью не грозит опасность. Роженице в течение первых семи дней после родов, даже если она полна желания поститься, пост запрещен.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.