Сочиняют ли евреи, соблюдающие Тору, анекдоты? Не запрещено ли их рассказывать?
Мы, честно признаться, усмотрели в этом вопросе скрытую просьбу рассказать какой-нибудь анекдот. Посмотрели и нашли два специфических. Первый будет понят теми, кто знает, что значит — вовремя прочесть молитву.
Обратились хасиды к своему ребе: солнце на закате, самовар на столе, что будем делать — молиться минху или пить чай? Ребе отвечает: если хотим спокойно попить чаю, надо молиться, но если хотим спокойно помолиться, то прежде надо спокойно попить чаю...
Второй не про ребе, а про обычных евреев. Один человек надумал жениться, долго искал подходящую кандидатуру, наконец нашел, но оказался в ней один изъян — сварлива. Что делать, не разводиться же? Пошел к раввину посоветоваться. Тот сказал: "Во-первых, это не самый большой порок в женщине. Главное, чтобы умела делать все, что положено хозяйке дома. А во-вторых, известно, чем больше страдает муж от сварливой жены, тем больше его заслуга в грядущем мире".
Понравилась эта мысль еврею, вернулся он домой, принялся увеличивать свою заслугу.
Начинает жена пилить мужа — он доволен. Ругает его и придирается — он светится от улыбки. Один раз даже замахнулась — он счастлив.
"С чего это ты не реагируешь на мои слова?" — спрашивает. Объяснил ей муж про грядущий мир. Та задумалась — и решила изменить поведение. Увидел муж, что стала его супруга кроткой и мягкой, спросил, что случилось, откуда такая перемена? Посмотрела на него жена, криво улыбнулась и проговорила в пространство, прошипев со всей злостью, на которую была способна: "Нет, вы только поглядите, грядущего мира ему захотелось...".
Как видим, в мире евреев Торы нет запрета на анекдоты. Их сочиняют, рассказывают, их с удовольствием слушают и над ними смеются. Единственный запрет — на непристойность. Она недопустима ни в каком виде, даже смешном. И еще: анекдот должен быть добрым и умным. Нельзя смеяться над людьми, но можно смеяться над нелепой ситуацией. В вашей жизни случаются нелепые ситуации? Посмейтесь над ними — и они исчезнут.