Доработанный вариант проекта Генерального плана развития Одессы не предусматривает выноса морского торгового порта за пределы города или уменьшения территории предприятия. Об этом сообщил исполняющий обязанности начальника муниципального управления архитектуры и градостроительства Владимир Колокольников.
В новом Генплане предусматривается, что порт постепенно переориентируется на контейнерные и пассажирские перевозки. Кроме того, в районе полей фильтрации создается "сухой" порт площадью 50 гектаров, принимающий и перерабатывающий контейнеры. Связь с основной территорией порта будет осуществляться по новой транспортной эстакаде.
Предложение разработчиков использовать часть порта в районе Карантинной бухты от морского вокзала до мыса Ланжерон, под создание международного туристического центра отражено в модели развития города на отдаленную перспективу, за пределами расчетного срока Генплана. Это - идея, которая является концептуальной и дает возможности самому порту рассматривать в будущем различные векторы перспективы своего развития, отметил специалист.
По словам В. Колокольникова, 24 процента замечаний одесситов в книгах отзывов общественности о Генплане были против выноса порта из Одессы. По 20 процентов принявших участие в обсуждении высказались за сохранение районов частной застройки и против застройки прибрежных склонов, в том числе - за сохранение Трассы здоровья.
С учетом этого в обновленном проекте оговорено максимальное сохранение усадебной застройки, отметил специалист. Речь идет о следующих районах:
- Район Большого Фонтана - Чубаевки - Дмитриевки в границах улиц:
а) Толбухина, Фонтанской дороги, Дмитрия Донского, Ромашковой и территории ТЦ "Мегадом";
б) Толбухина, Космонавта Комарова, Люстдорфской дороги и территории антенных полей ООРПТЦ.
- Район Дмитриевки в границах улиц: Рассвета, 25-й Чапаевской дивизии, Космонавта Комарова и 1-го Аэродромного переулка, с учетом возможного расширения улиц 25-й Чапаевской дивизии и Космонавта Комарова.
- Индивидуальная застройка поселка Черноморка. Здесь, впрочем, как отметил, В. Колокольников, реконструкция не планировалась и по предыдущему варианту Генплана.
- Район Ближних Мельниц в границах улиц:
а) Рекордной, Пригородной, Спартаковской, Бреуса, с учетом возможного расширения улицы Рекордной;
б) Сурикова, Щорса, Туристской, Малиновского, с учетом "красных линий" расширения улицы Туристской для строительства магистрали "Север - Юг".
- Район Таирова в границах улиц:
а) Левитана, Академика Королева, Тополевой и Люстдорфской дороги, с учетом возможного расширения улицы Левитана (поселок Моряков);
б) Левитана, Академика Королева и территории многоэтажной застройки микрорайона "Г" жилого района Таирова (поселок Моряков).
Что касается прибрежных склонов, В. Колокольников сообщил, что "предусматривается частичное их освоение - исключительно под рекреационную функцию: курортные гостиницы, оздоровительные центры, пансионаты и пр., с облагораживанием и благоустройством склонов, сохранением массивов деревьев, обязательной организацией парков, скверов и набережной". Он отметил также, что проектные предложения Генерального плана предусматривают полное сохранение Трассы здоровья как пешеходной. В общем балансе прибрежных территорий застройка занимает до 10 процентов, набережная - также до 10-ти, а парковая зеленая зона должна составить около 80 процентов.
Исполняющий обязанности начальника муниципального управления архитектуры и градостроительства остановился также на вопросе застройки центральной части города. По его словам, необходимость реконструкции центра Одессы обусловлена тем, что здания и сооружения, построенные из ракушечника (срок его службы - 100-120 лет), значительно изношены. В Генплане центральная часть города выделена в исторический ареал "Центральный", для которого определены границы охранных зон исторических памятников, установлены режимы их использования. Вторым историческим ареалом будет ареал "Французский бульвар".
Предполагается, что новое строительство в центре города будет вестись за счет сноса ветхого малоценного фонда. За пределы центра обещают вынести вредные производственные и коммунально-складские объекты. Предусмотрены реставрация зданий - памятников архитектуры, создание небольших скверов и благоустройство внутриквартальных пространств, ограничение этажности новых или реконструируемых объектов. Таким образом, можно говорить только о выборочной реконструкции территорий исторического центра города с сохранением традиционных для его среды градостроительных параметров, констатирует В. Колокольников.