На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ДЕТСКИЕ СТРАНИЧКИ

СУПЕРОРУЖИЕ БИЗНЕСМЕНОВ


Конкуренция — это соревнование предпринимателей. И, как в каждом соревновании, победитель получает приз. Приз в конкуренции — прибыль. Проигравший в конкурентном единоборстве вынужден терпеть убытки.
Хорошо это или плохо, когда есть конкуренция? Хорошо, потому что без нее не развивается производство, не растет качество продукции. Ведь производители продуктов придумывают новые начинки для конфет и печенья, новые яркие упаковки для соков и молока, стараются дать запоминающуюся рекламу своего товара. Иначе завтра это сделает конкурент, то есть другой производитель таких же товаров — и получит прибыль. А тот, кто ничего не сделал для победы над конкурентом, потерпит поражение и может даже обанкротиться. (Банкрот — гражданин или фирма, которые не способны платить по своим деловым обязательствам из-за отсутствия средств. Иными словами, банкротство — это разорение.)
Для нас с вами, покупателей, конкуренция среди производителей — это хорошо. Благодаря конкуренции становится больше товаров и услуг, улучшается их качество, а значит, всегда можно выбрать то, что тебе по душе и по карману.
Что же является главным оружием в конкурентной борьбе? Самый сильный аргумент, неотразимое оружие — цена. Когда продукция фирмы дешевле, чем у конкурента, это значит, что цена товара конкурентоспособна. Для устранения противников с поля боя, то есть с рынка (необязательно с того рынка, куда вы или ваши родители ходите покупать картошку, потому что рынок — более широкое понятие) есть супероружие — демпинг (продажа товаров по убыточным для себя ценам — с той целью, чтобы конкуренты потерпели убытки и таким образом устранились с рынка).
"Как же так? — спросите вы. — Разве может серьезная фирма продавать свой товар по низким, убыточным ценам, ведь тогда она может разориться?" Но именно так иногда поступают для того, чтобы вытеснить конкурента. Например, одна газета продавалась довольно хорошо, у нее был постоянный круг читателей, большой тираж и солидный опыт работы. Но однажды у нее появился опасный конкурент: другая газета. Особенностью обеих газет была публикация телевизионной программы на неделю. Ни внешне, ни по содержанию, ни по цене обе газеты почти ничем не отличались. Однако часть читателей первой газеты стали покупать вторую — не потому, что она была лучше, а из желания новизны. Тут учредители первой газеты (несмотря на то, что газетная бумага все время дорожала, увеличивались расходы на транспорт и другие платежи) снизили цену на свою газету на 10 копеек. Вторая газета, таким образом, стала дороже на эти 10 копеек, и многие люди, особенно пенсионеры, которые с утра до вечера смотрят телевизор и нуждаются в телепрограмме, стали больше раскупать газету № 1.
У этой газеты значительно вырос тираж, ее владельцы почувствовали себя на рынке более комфортно. Пойдя на демпинговую цену, они очень рисковали, но все же они выиграли в конкурентной борьбе.
Кстати, о риске. В событиях, о которых вы только что прочитали, кроме конкуренции присутствовал еще и риск. Согласитесь, что в любых состязаниях присутствует риск, прежде всего — риск проиграть. В бизнесе же есть такое понятие как предпринимательский риск. Кто, как и чем рискует в бизнесе? Например, недобросовестный партнер-поставщик, который вовремя не поставил продукцию. Потребитель, вовремя не уплативший деньги. Компаньон, в самый тяжелый для фирмы момент решивший выйти из дела. Неквалифицированная секретарша, настолько невежливо разговаривающая с клиентами, что фирма их теряет… Перечислять можно много. Конечно, во многих ситуациях смягчить риск может грамотно составленный договор с партнером. Можно провести разъяснительную работу с персоналом и вообще постоянно держать деятельность фирмы под контролем. Но как бы тщательно ни велись дела, никто не застрахован от мелких и крупных неприятностей, которые и есть результат предпринимательского риска.
Как нужно вести бизнес, чтобы свести риск к минимуму? Например, так. Допустим, вы — наши читатели Вася, Петя и Саша — задумали построить гостиницу для иностранных туристов и прочих гостей вашего города. Что вы делаете в самом начале? Нет, в банк за кредитом вы помчитесь потом. Сперва вы садитесь за стол и тщательно просчитываете все заранее. Вы собираете мнения профессионалов — строителей, экономистов, статистиков, хозяйственников, политиков (не закроют ли в ближайшие годы въезд в страну каким-то категориям туристов?), работников турфирм, менеджеров по персоналу и других.
Петя, Вася и Саша непрерывно говорят по телефону, связываются по Интернету и лично мотаются на переговоры. Потом они вносят в компьютер всю полученную информацию и производят скрупулезные расчеты. Они вычисляют цену километров ковров, необходимых для гостиничных коридоров, при такой-то цене за погонный метр. Просчитывают цену тонн полотенец, гор стирального порошка, потребляемой за год электроэнергии. Саша, Вася и Петя заранее мысленно съедают в гостиничном ресторане все блюда и выпивают все напитки, чтобы вычислить их количество и определить, где они будут закупать продукты.
В каникулы они нанимают учащихся и посылают их на все вокзалы для опроса, где бы хотели остановиться приезжие, для регистрации плотности пассажиропотока. Они стараются предусмотреть и спрогнозировать все, чтобы свести риск предприятия к минимуму. Только просчитав заранее, сколько примерно клиентов будет размещаться в их гостинице и какая сумма прибыли получится в результате их пребывания, Саша, Вася и Петя принимают решение о постройке гостиницы. Трое компаньонов назначают архитекторов, руководителей строительства и других ответственных лиц, разрабатывают генеральный план, берут кредит, покупают земельный участок, и... Начинается Дело.
Совсем избежать риска невозможно, как ни пытайся. Но можно очень многое предусмотреть.
Конкуренция и предпринимательские риски всегда были, есть и будут. Но это не значит, что, занимаясь другими видами человеческой деятельности, вы не будете ни рисковать, ни соревноваться, а жизнь будет гладкая и безоблачная. В любом случае — как быть, каждый решает сам: быть бизнесменом или созерцателем, брать в делах пример с успешных предпринимателей или наоборот.

Анна и Петр ВЛАДИМИРСКИЕ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.