На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

Рош-а-Шана


Месяц Тишрей

У этого месяца — три названия: седьмой месяц, Месяц могучих и Тишрей. Тора постоянно называет его "седьмым месяцем", ведя отсчет, как того требует еврейский закон, от месяца Нисана. Еврейские источники утверждают: "Всему седьмому определен свыше благоприятный жребий".

Так, выделено седьмое поколение людей: Адам, Шем, Энош, Кейнан, Meгаллель, Йеред, Ханох. В Танахе сказано: "И Ханох ходил перед Б-гом".

Из праотцев еврейского народа был выделен седьмой: Авраам, Ицхак, Яаков, Леви, Кегат, Амрам, Моше: "И Моше поднялся к Б-гу".

Из сыновей Ишая выделен седьмой: Элиав, Авинадав, Шима, Нетаниэль, Ради, Оцем, Давид…
Из царей был выделен седьмой по счету: Саул, Иш Бошет, Давид, Шломо, Рехавам, Авийа, Аса: "И воззвал Аса к Г-споду Б-гу его" (он удостоился ответа быстрее, чем любой из его предшественников).

Из шмитот — саббатических лет — выделен седьмой: "И освятите пятидесятый год" (год йовеля, наступающий за седьмым по счету годом шмиты).

Седьмой год выделен и сам по себе: "А седьмой год пропустишь и оставишь ее (землю) в покое".
Среди дней также выделен день седьмой, субботний: "И благословил Г-сподь седьмой день".

Мы видим, что сам Всевышний выделил седьмые по порядку явления, выбрал их из числа прочих и освятил их Своим Именем. Кроме того, наши мудрецы усматривают связь между ивритскими словами "седьмой" и "насыщенный". Они сказали: "Тишрей насыщен заповедями.

В их число входят заповеди, связанные с шофаром и Йом-Кипуром, суккой и ивовыми ветвями; и вообще, месяц Тишрей насыщен событиями — на него приходятся сбор урожая, винодельческие работы, возможность насладиться плодами земли".

В этом месяце одиннадцать праздничных дней: два дня Рош-а-Шана (один из них предписан Торой, а второй установлен мудрецами), Судный День — Йом-Кипур, семь дней праздника Суккот и один день праздника Шмини Ацерет. Вне Израиля (где, как известно, к каждому празднику, кроме Судного Дня, добавляется еще один день) в Тишрей двенадцать праздничных дней.

В книгах еврейских пророков он называется также Месяцем могучих (Ходеш Эйтпаним). Это выражение было употреблено в Книге Царей (Млахим I,8): "Собрались к царю Шломо все сыны Израиля в праздник, в Месяц могучих, он же седьмой месяц".

Наши мудрецы сказали: "Тишрей назван Месяцем могучих потому, что в нем родились наши праотцы — сильные мира сего".

На языке Талмуда этот месяц называется Тишрей. До разрушения Первого Храма месяцы различались только по номерам, но, вернувшись из Вавилона, евреи принесли с собой новые собственные имена — названия месяцев. Название "Тишрей" означает "разреши и устрани все наши долги" — то есть говорит о прощении.

Рош-а-Шана — День Суда

Рош-а-Шана — это День Суда над всеми обитателями Вселенной. В этот день определяется, что произойдет с человеком в течение наступающего года, как сказано: "Взгляд Б-га, Г-спода твоего, на ней (на земле) с начала года и до его конца".

Таким образом, в начале года решается, что будет в его конце. Наши мудрецы учили: "В Рош-а-Шана все люди, как овцы перед пастухом, проходят перед Всевышним". Несмотря на то, что они проходят перед Ним один за другим, Он видит их всех одновременно, как сказано в "Теилим": "Он, сотворивший вместе их сердца, Он, понимающий все их деяния". Всевышний — Творец — читает в сердцах всех людей одновременно.

Сказал р. Круспедай от имени рабби Йоханана: "Три книги открывает Всевышний в Рош-а-Шана: одну для злодеев, другую для праведников и третью для обычных людей. Праведникам немедленно подписывают и скрепляют печатью решение о продлении жизни, злодеям — смертный приговор, а дела всех остальных людей откладываются до Судного Дня (Йом-Кипура). Раскаявшихся ожидает жизнь, нераскаявшихся — смерть".

Рош-а-Шана был избран Днем Суда по двум серьезным причинам. Во-первых, в этот день было завершено Сотворение мира. Во-вторых, в этот день Адам был судим Всевышним, раскаялся и получил прощение. Всевышний сказал ему: "То, что произошло с тобой, будет происходить и с твоими сыновьями: как ты предстал перед Моим судом в этот день и был прощен, так и дети твои будут судимы в этот день и получат прощение".

Намек на две эти причины мы находим в молитве "Мусаф", которую произносят в Рош-а-Шана. Там сказано: "Ибо Ты назначаешь пору, когда должен быть упомянут всякий дух, всякая душа, чтобы вспомнились многочисленные деяния и бесчисленное множество творений. С начала Творения Ты оповестил об этом, издавна — это день начала деяний Твоих, память о первом дне". Память о первом дне — дне Сотворения мира и Дне Суда.

Наши великие учителя добавили: "Пути Всевышнего отличаются от наших путей. Человек старается судить друзей, находясь в хорошем расположении духа, чтобы легче было оправдать их, а врагов — в час гнева, дабы осудить их как можно строже. Всевышний же судит весь мир, в том числе и тех, кто не подчиняется Его воле, в час милосердия, в месяц Тишрей, включающий в себя столько праздников и связанный со столькими заповедями: шофаром и искуплением, суккой и "четырьмя видами растений". В этот месяц Всевышний особо расположен к нам".

Грехи против заслуг

У каждого человека есть свои грехи и заслуги. Тот, у кого значительно больше заслуг, чем грехов, — праведник. Тот, у кого больше грехов, нежели заслуг, — злодей. Тот же, у кого грехов и заслуг примерно поровну, считается средним человеком. Точно так же, если заслуги населения страны превышают его грехи, это — праведная страна; а если грехов явно больше, чем заслуг, — это грешная страна. Это же относится и ко всему миру. Если грехи людей перевешивают их добрые дела, люди немедленно гибнут, как сказано: "И увидел Г-сподь, сколь велико зло человека на земле... И пожалел Г-сподь, что создал человека".

Сравнение производится не по числу совершенных человеком грехов и добрых дел, а по их значению. Существуют добрые деяния, перевешивающие множество грехов, и грехи, перевешивающие много добрых дел. Сравнение может осуществить только сам Всевышний, ибо лишь Он знает, как противопоставить заслуги грехам. Поэтому каждый должен смотреть на себя в течение всего года так, будто он (и весь мир вместе с ним) праведен и грешен в равной степени. Стоит ему согрешить один раз — и он станет причиной гибели всего мира. Если же он выполнит дополнительно всего одну заповедь, — это зачтется ему как небывалая заслуга, ибо повлечет за собой спасение всего мира. Сказано: "Праведник — основа Вселенной". Это значит, что праведник склоняет чашу весов в пользу мира и спасает его...

Даже тот, кто сознает, что совершил много грехов, не должен отчаиваться — перед ним открыта дорога тшувы, раскаяния, и если он ступил на нее до Дня Суда, его ждет спасение. Он должен знать, что всегда может склонить чашу весов в свою пользу и спасти целый мир. Поэтому евреи помогают друг другу и выполняют заповеди в период между Рош-а-Шана и Судным Днем больше и тщательнее, чем в другие дни. Каждого человека судят в строгом соответствии с его настоящими поступками. Даже тот, кто раскаялся в самый последний момент, может рассчитывать на прощение. Всевышний принимает его таким, каким он в действительности является, таким, каким он хотел быть — и стал.

Трубление в шофар

Самая суть Рош-а-Шана как Дня Суда выражается в особой заповеди, относящейся только к этому дню года, — трубление в шофар. "День трубных звуков" и "день памяти о трубных звуках" — так называет Тора день Рош-а-Шана. Мудрецы наши объясняют, что первое из этих названий относится к случаям, когда Рош-а-Шана выпадает на будничный день, — тогда это "день трубных звуков", когда действительно трубят в шофар. Второе же относится к тому случаю, когда Рош-а-Шана совпадает с субботой, — тогда в шофар не трубят, и день этот является "днем памяти о трубных звуках".

В чем смысл трубления в шофар в Рош-а-Шана? Рамбам дает несколько ответов на этот вопрос.

1. Трубление в шофар означает, что в этот день мы коронуем Всевышнего на царство над всей землей — потому что таков общепринятый обычай: о короновании монарха и о восшествии его на престол возвещают трубными звуками. Действительно, в Танахе есть немало строк, говорящих об этом, — например, в главе из "Теилим", которую читают как раз перед трублением в шофар: "Ибо Г-сподь, Всевышний Б-г, — грозен, Царь великий Он всей земли".

2. Цель трубления в шофар — напомнить о заслугах наших праотцев. В особенности — о жертвоприношении Ицхака, замененного Всевышним на ягненка. Говорит предание, что Всевышний сказал тогда Аврааму: "Твои потомки будут трубить предо Мною в бараний рог, и Я припомню тогда им заслугу жертвоприношения Ицхака, сына Авраама, к добру!" Так что, трубление в шофар — это еще одно средство "мобилизовать" наших предков для защиты нас в День Суда.

3. Трубление в шофар напоминает о даровании Торы, когда весь народ воскликнул в один голос: "Исполним и будем слушаться!". Тора говорит, что при ее даровании слышался чрезвычайно сильный звук шофара, и он означал тогда заключение нового союза между Всевышним и народом Израиля.

Шофар делают из бараньего рога, причем не прямым, а согнутым, — чтобы намекнуть нам о нашем долге склониться пред волей грозного Судьи, перед Которым мы предстаем в этот день. Человек, который избран общиной для исполнения центральной заповеди этого дня, называется баал гатокеа. Он — наш полномочный представитель пред Всевышним.

Перед началом трубления в шофар вся община семь раз повторяет 47-ю главу из книги Теилим: "Хвалебная песнь сыновей Кораха". Традиция, передающаяся из поколения в поколение, добавляет еще семь стихов, которые громко произносит баал гатокеа и повторяет вслед за ним вся община. Первый из них: "Из теснин воззвал я к Б-гу — и ответил мне Б-г, выведя меня на простор". Остальные шесть образуют акростих: кра сатан — "разорви обвинителя" — намек на невероятную силу шофара, заставляющую замолчать любого обвинителя еврейского народа.

Два благословения произносит баал гатокеа перед трублением. В это время нельзя произносить ни звука, следует молчать и внимательно прислушиваться к словам благословения, а в конце каждого из них ответить: "Амен!". Первое благословение таково: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш. Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам слушать звук шофара!". Второе: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, за то, что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!".

Трубление в шофар называется в Торе словом труа. Мы не знаем, какой именно вид трубления Тора имеет в виду. Для того чтобы избавиться от сомнения, мудрецы предписали нам трубить в шофар всеми способами, известными из Торы. Поэтому порядок трубления таков: ташрат, ташат, тарат. Эти аббревиатуры означают различные сочетания трех видов трубления: ткиа — долгий, протяжный звук, шварим — троекратное повторение мотива, напоминающего призывный сигнал, труа — девятикратное повторение короткого отрывистого звука. Каждая серия начинается и кончается долгим звуком ткиа, а всего этих серий — девять.

В принципе, было бы достаточно услышать только десять трублений, по одному из каждого вида сочетаний, однако, основываясь на том, что в Торе указание о трублении в начале нового года упоминается трижды, мудрецы постановили повторять каждую последовательность по три раза.

Затем, в ходе молитвы "Мусаф", которую все читают про себя, трижды повторяют десять основных видов трубления — ташрат — ташат — тарат, — так что за время "Мусафа" мы снова слышим те же тридцать трублений. То же происходит и во время повторения хазаном этой молитвы, что составляет уже 90 трублений, и для того чтобы довести их число до 100, в "Полном кадише", который хазан произносит после "Мусафа", снова звучат 10 основных видов.

(Окончание на 6-й стр.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.