На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

ВАЕЛЕХ


В первой фразе главы сказано: "И пошел Моше и сказал эти слова всему народу Израиля..." ("и пошел" на иврите — ваелех). Слово ваелех не раз встречается в Торе в начале некоего повествования, отмечая некое свершение, меняющее предыдущую ситуацию: "пошел и сделал". В данном случае написано: "пошел и сказал". Но на иврите "слово" и "дело" предаются понятием давар. И конечно, не от бедности языка. В этом заключен глубокий смысл. Напомним, в еврейской традиции не относятся к слову как пустому звуку и не останавливаются на одних словах, стремясь воплотить их в деле.

Так и здесь. Слова Моше сказаны им в конце его жизни — как завершение его миссии. 40 лет он руководил народом, и теперь передавал дело своей жизни преемнику — своему ученику и помощнику Иегошуа бин Нуну. "Не бойтесь и не страшитесь" (31:6), — говорит Моше. Почему он говорит это? Моше был скромнейшим из людей. Но пока он отсутствовал всего сорок дней, получая первые скрижали, народ, в ужасе, что он больше не придет, что он умер, сделал себе другого "руководителя" — золотого тельца.

Почему же они не обратились к его брату Аарону, воплощению милосердия, выдающемуся пророку? Потому что видели: все, что он говорит, — "с голоса" брата. Он делает чудеса, но исходит все — от Моше. Его пророчество — иного уровня. А обычный уровень пророчества поколение пустыни не устраивал. Они ведь и сами были пророками. Там, в пустыне Синай, говорят мудрецы, даже рабыня видела больше, чем пророк Йехезкель, видение которого составляет самую суть Учения.

Итак, народу было чего бояться. Их защитник, их вождь и пророк, возвестил им, что это — последний день его жизни. Что же им делать? Впереди — завоевание страны. А ведь прежде все их победы были ниспосланы Свыше за заслуги Моше. Когда одолевал Амалек, им достаточно было посмотреть на воздетые к небу руки Моше, и сыны Израиля побеждали, А когда его руки опускались, снова побеждал Амалек. Как же им теперь без его рук? Ведь там, в стране Кенаан, их снова ждал Амалек, готовый пасть жертвой на поле боя, лишь бы их уничтожить. Были и другие народы, которых тогда испугались разведчики… И после того случая Девятого ава, после напрасного плача, который так дорого стоил еврейскому народу, они выступили в Кенаан без благословения Моше, и тогда Амалек нанес им поражение. Что же будет теперь?

"Укрепись и будь мужественным, хазак веэмац", — Моше повторяет Йегошуа. Гематрия (числовое значение) этих двух слов — 246. Та же гематрия у слова ром — возвышенный. Чтобы возвыситься, нужно укрепиться и быть мужественным. А возвышенный человек ничего не боится. Если прибавить 2 к гематрии 246, по числу слов: хазак и эмац (укрепиться и быть мужественными), получим 248, что соответствует слову ромах (копье, летящее в цель; вектор, устремленный ввысь). Его исходная точка — Авраам, первый человек, который самостоятельно пришел на пути Всевышнего. Числовое значение его имени — 248.

О нем сказано, что он соблюдал все заповеди еще до дарования Торы.
248 — говорят мудрецы — количество органов тела. Не забудем, что телу физическому соответствует духовное состояние. И еще 248 — число слов в молитве "Шма, Исраэль". Число заповедей, требующих действия, которые совершенствуют мир, тоже 248. Это и есть копье, пущенное Авраамом и укрепленное Торой, которое соединяет всех евреев в одно целое, устремленное к Творцу исполнением Его велений и несущее жизненную силу всем органам человека и его душе.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.