(Окончание. Начало на стр. 4 и 5.)
Приготовления к празднику
Мы стараемся закончить все приготовления к празднику еще до полудня — чтобы обратиться всеми нашими мыслями к предстоящему Дню Суда. Принято в этот день давать значительно больше денег на цдаку. Есть также обычай ездить в этот день на могилы праведников — чтобы заручиться их поддержкой на предстоящем Суде. Молитву "Минха" в канун Рош-а-Шана возносят очень сосредоточенно: хотя она не отличается от молитв будней, но ведь это последняя молитва уходящего года! Мы стараемся, исполняя слова Талмуда, выйти из заканчивающегося года и войти в год новый с исполнением заповеди Торы — в искренней, настоящей молитве, исходящей из самой глубины сердца...
Хозяйка дома зажигает свечи, когда мы возвращаемся из синагоги. На столе есть все, что полагается для праздничной трапезы, и глава семьи совершает "Кидуш", который на этот раз состоит из трех благословений:
1. "Благословен... творящий плод виноградной лозы!"
2. "Благословен... Который избрал нас из всех народов, и возвысил нас над всеми племенами, и освятил нас Своими заповедями! И даровал Ты нам, Г-сподь, Б-г наш, с любовью этот день памяти... Ибо нас Ты избрал и освятил среди всех народов, и слово Твое, Царь наш, — истина и нерушимо вовек. Благословен Ты, Г-сподь, Царь надо всею землей, освящающий Израиль и день памяти!"
Если Рош-а-Шана совпадает с субботой, то в тексте этого благословения делают незначительные изменения, а заканчивается оно так: "...освящающий субботу, и Израиль, и день памяти".
3. "Благословен... за то, что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!"
После "Кидуша" мы омываем руки, разрезаем халы — так же, как в субботу, — и начинаем трапезу. Сказали наши мудрецы: примета — это серьезная вещь. Поэтому в самом начале трапезы Рош-а-Шана мы исполняем обычаи, цель которых — начать новый год с добрых примет. В разных общинах приняты разные обычаи. Отметим лишь несколько из них — наиболее распространенные.
После благословения "выращивающий хлеб из земли", вместо того чтобы обмакнуть ломоть хлеба в соль, его обмакивают в блюдечко с медом. Это символизирует наше желание, чтобы наступающий год был сладким и приятным. Съев первый ломоть хлеба, берут дольку сладкого яблока, макают ее в мед, произносят благословение "творящий плод дерева" и пробуют ее, а потом говорят: "Дай Б-г, чтобы новый год был счастливым и сладким".
Есть также обычай есть кусок рыбьей или бараньей головы. При этом говорят: "Дай Б-г, чтобы мы стали головой, а не хвостом".
В Рош-а-Шана принято также есть гранат, который полон зернышками. При этом говорят: "Дай Б-г, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната".
В ашкеназских общинах принято есть на Рош-а-Шана морковь. На идиш она называется мерн, что звучит так же, как глагол "увеличиваться", "множиться". Поэтому при этом говорят: "Дай Б-г, чтобы умножились наши заслуги!".
Есть и другие обычаи — как правило, они основаны на созвучии названий кушаний со словами, выражающими что-либо хорошее.
Твердыня радости
Хотя оба дня Рош-а-Шана — это Дни Суда, они лишены грусти и уныния. Наоборот: мы относимся к ним как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться. Уверенность в том, что Всевышний проявит к нам Свою доброту и не оставит нас милосердием Своим в наступающем году, снимает налет меланхолии, приличествующий наступающим Грозным дням, которые продлятся до Йом-Кипура. В праздник Рош-а-Шана мы поступаем так, как сказано в "Теилим" (Псалмах Давида): "Служите Г-споду в боязни и веселитесь, содрогаясь от страха".
Главное различие между молитвами Рош-а-Шана и молитвами в остальные праздники года состоит в том, что в дни Рош-а-Шана, первые из Грозных дней, не читают "Галель".
В Талмуде приводится вопрос ангелов, обращенный ко Всевышнему: "Почему сыны Израиля не воспевают Тебя в Рош-а-Шана и Йом-Кипур?" Всевышний отвечает им вопросом: "Возможно ли, чтобы в момент, когда Царь вершит суд и перед Ним раскрыты книги жизни и смерти, сыны Израиля пели гимн?". Во всем же остальном Рош-а-Шана равен прочим праздникам года: готовясь к нему, мы одеваемся в праздничные одежды, устраиваем праздничные трапезы, стремимся духовно очиститься.
В книге Нехемьи, в гл. 8-й, рассказывается, как праздновали Рош-а-Шана только что вернувшиеся в Иерусалим изгнанники. Услышав чтение Торы и осознав, насколько они отошли от заветов Всевышнего, все присутствующие разразились громким плачем. И тогда Эзра и Нехемья, вожди Израиля, обратились к народу с такими словами: "Идите, вкусно ешьте и сладко пейте, пошлите кушанья тем, у кого не приготовлено ничего, — потому что свят этот день у нашего Г-спода! И не грустите, потому что Б-жественная радость — это ваша твердыня!". Вот и нам следует учиться у Эзры и Нехемьи их оптимизму и в самый разгар Грозных дней вести себя соответственно…
Желаем всем сладкого нового года!