На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Швейцария Центральной Америки


Упоминания о евреях в Коста-Рике нет в 16-томной Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона начала ХХ века. Однако первый же интернет-источник на английском языке The Jewish Traveler дает статью о евреях в Коста-Рике, начиная с XVI-XVII веков.

Страну эту называют "Швейцарией Центральной Америки". Коста-Рика действительно выглядит жемчужиной среди соседей: отличные дороги, чистые, без трущоб, города и села. В благодатной Коста-Рике живут более 50 тысяч американских пенсионеров. В стране бесплатное медицинское обслуживание детей и пенсионеров, все работающие имеют медстраховку для себя и членов семьи. Среднее и высшее образование для граждан страны бесплатно. Три основных источника поступления доходов в казну Коста-Рики: туризм, сельское хозяйство, производство и экспорт электроники. В стране 152 аэропорта. Из природных ресурсов имеется лишь гидроэнергия в небольшом количестве. Полезных ископаемых нет.

Во время пребывания в Коста-Рике я неоднократно слышал от местных историков, что своему процветанию страна обязана евреям, которые бежали сюда от инквизиции. Наличие евреев в правительстве страны стало обыденным явлением со времен освобождения от испанского господства в первой четверти XIX века. Совсем недавно пост вице-президента Коста-Рики занимала еврейка, евреев избирают и назначают и на другие ответственные посты. Теперь понятно, почему в центре столицы страны стоит Менора высотой в семь метров.

Во время четвертого плавания Колумба его каравелла пристала к берегу нынешней Коста-Рики (Щедрый Берег). Гонимые инквизицией евреи (в основном, мараны, тайно соблюдавшие иудейские обряды) нашли тут приют и дружелюбное отношение местных католиков. И это способствовало расцвету экономики колонии, в которой мараны первой волны эмиграции играли ведущую роль уже в XVI и XVII веках. Вторая волна евреев в Коста-Рику прибыла из Панамы, Ямайки, с Кюрасао и других Карибских островов после провозглашения независимости от Испании. Среди них было много потомков евреев, изгнанных из Бразилии и нашедших убежище на островах Нидерландской Вест-Индии.

Но современная община основана выходцами из Турции и Восточной Европы, прибывшими сюда после первой мировой войны, беженцами из нацистской Германии (после 1933 года) и польскими евреями. Первая современная синагога в Коста-Рике — "Ортодокс Шаарей Цион" — была построена в 1933 году. В 1937-м власти под влиянием германского посольства и пронацистских групп запретили новым иммигрантам покупать землю. Аналогичная ситуация сложилась в эти годы во многих латиноамериканских испаноязычных странах.

Антисемитские настроения проявились в Коста-Рике после апрельской революции 1948 года, когда были аннулированы въездные визы, выданные евреям до апреля этого же года. К этому времени в стране было уже много польских евреев, которые занимались торговлей вразнос. В 1952 году произошли нападения на еврейские дома и учреждения в городе Сан-Хосе.

Положение евреев улучшилось в 1953 году, когда новый президент страны Фигерес провозгласил равноправие всех граждан.
Сейчас в стране действуют филиалы еврейских организаций, еврейская община Коста-Рики входит в Федерацию еврейских общин Центральной Америки. В средней школе имени Хаима Вейцмана преподавание ведется на испанском языке и иврите. В ней обучается большинство еврейских детей Коста-Рики. Школа — одна из лучших в стране. Всего в Сан-Хосе функционирует четыре синагоги, в том числе "Бней Исраэл", построенная в 2004 году, и "Шаарей Цион", вместимость которой достигает тысячи человек.

В местные синагоги постороннему человеку попасть трудно — нужно заранее договориться. На въезде к синагоге "Бней Исраэл" нас приветствовали два вооруженных охранника. Они проверили в журнале запись о разрешении на посещение синагоги и потребовали предъявить паспорта. Система безопасности комплекса разрабатывалась при содействии израильских фирм. Над большим вестибюлем — красивый купол, из которого льется мягкий солнечный свет. Есть специальные субботние лифты для женщин, чтобы те могли подняться в свою зону, не нажимая кнопок. Большая библиотека, музей, кошерная кухня, офисы и школа. Старшеклассники бегло говорят на иврите и английском и, естественно, на родном испанском языке.

В главном зале синагоги на втором ярусе присутствовали более двухсот женщин и примерно столько же мужчин внизу. Около сотни детей чувствовали себя как дома, бегая по проходам. Иногда кто-то из малышей подходил к раввину, и тот давал ребенку конфетку. "Бней Исраэл", на мой взгляд, один из наилучших образцов организации еврейской жизни вне Израиля и США, а здание конгрегации, включающее одноименную синагогу, может украсить любой город мира.

В Сан-Хосе есть кошерные ресторан и магазин, а также несколько кухонь. Кошерное мясо и вино импортируют, в основном, из Чили. Еще 20 лет тому назад в стране почти никто не соблюдал кашрут. Раввин Херш Спалтер, приехав в 1987 году в Сан-Хосе из США, понял, что соблюдение кашрута станет серьезным испытанием его терпения.

"Пятнадцать лет назад единственным кошерным продуктом здесь было масло "Уэссон". Потом появились картофельные чипсы "Принглз", — рассказал рабби Спалтер. — Так и было. Я искал везде, где только мог". После того как заказанную им кошерную говядину продержали на таможне почти пять месяцев (все это время Спалтер и его семья сидели на овощной диете), раввин решил исправить ситуацию. Местные евреи полагают, что именно рабби Спалтер возродил интерес общины к кашруту. Теперь Спалтер и его коллега Милецки предлагают собственные бренды мяса и цыплят. При поддержке Спалтера молодой канадский еврей Джереми Зибель открыл первый кошерный ресторан в нью-йоркском стиле, где подают соленья и маринады, и настоящий ржаной хлеб. Все это готовится в домашних условиях, и большинство ингредиентов местного производства.

У еврейской общины доверительные отношения с правительством. Коста-Рика — это наиболее дружественное Израилю государство в Латинской Америке. Маленькая страна последовательно поддерживает еврейское государство в ООН и на международных форумах. Коста-Рика — одна из двух стран, имеющих посольство в Иерусалиме с 1963 года. В конце июля 2002-го бывший президент Коста-Рики О.А. Санчес предложил перевести посольство в Тель-Авив для улучшения отношений с арабскими странами, но это предложение было отвергнуто парламентом.

К 1982 году в Коста-Рике проживали около двух с половиной тысяч евреев, включая тех, кто бежал в 1978-1979 годах из Никарагуа от вскормленных Советским Союзом и Кубой партизан Сандинистского фронта. Сегодня еврейская община страны насчитывает около трех с половиной тысяч человек.

Виктор СНИТКОВСКИЙ,
"Еврейский мир".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.