Мария ГУДЫМА "Тиква"
Нет, непохожа была в тот уик-энд Одесса на Новый Орлеан в его лучшие времена. Восьмой Международный Джаз-карнавал в Одессе отказался от многих своих привычных "фишек", пардон, особенностей. Когда речь идет о фестивале, проводящемся отнюдь не на бюджетные деньги, а лишь на спонсорские средства, и при этом совершенно ясно, что проект по условию убыточен, трудно ставить организаторам в вину отсутствие того или иного "излишества". Но и замалчивать очевидное негоже.
К сожалению, на этот раз было решено обойтись вовсе без карнавального шествия (по заявлению генерального продюсера Джаз-карнавала Михаила Фрейдлина, город "устал" уже от множества таковых). А заодно и без гала-концерта, ибо "в последнее время в Одессе было много концертов на открытых площадках". Уже на пресс-конференции перед началом трехдневного праздника всех джазоманов стало ясно, что все произойдет, грубо говоря, без карнавала (а порой и без джаза, но это выяснилось уже на концертах). Зато, было сказано, по улицам по-прежнему будет ездить джазоход, то есть открытый экскурсионный трамвайчик с диксилендом на борту. Как не повезло мне — за все три дня только раз пронесся мимо меня джазоход, и при этом в полной тишине. Уж не знаю, чем занимались в это время музыканты диксиленда, ноты переворачивали, что ли…
Диксиленд удалось послушать в фойе филармонии перед последними концертами. С ностальгией вспоминались шествия диксилендов по городу, когда и стар и млад разделяли с рафинированными меломанами восхищение традиционным джазом, одной из творческих вершин человечества (никто не убедит меня в обратном). А теперь джаз практически не вышел за рамки филармонии. Джем-сешны после каждого концерта проводились не в районе центральной улицы города, Дерибасовской, как это часто бывало раньше, а в труднодоступных ресторанах на побережье (и это притом, что недавним волевым решением горисполкома отменено движение маршруток по Французскому бульвару, а трамваем в ночную пору не больно-то наездишься). Вот и потеряли упоительные одесские джемы значительную часть своей аудитории. Праздник для всего города свернулся до размеров домашней радости для любителей джаза, да и то не совсем, что показали три фестивальных концерта, состоявшихся в Большом зале филармонии.
Как все-таки реклама бывает далека от истины! К примеру, чернокожая певица из Нью-Йорка Дженн Паркер, как оказалось, обладает небольшим голосом, да еще ничем не обнаружила умение импровизировать, вот разве что внешность экзотическая для наших краев. А стандарты вроде The Man I Love всегда приятны слушателю, даже отдающему себе отчет, что "интерпретация" до обидного стандартна.
Саския Лару из Нидерландов, она же якобы Леди Майлз, не выдержала сравнения с гениальным трубачом Майлзом Дэвисом. Гении все-таки там, где им приличествует быть, а на одесском Джаз-карнавале была просто хорошая энергичная музыкантша (да и на джем-сешн трубила два часа кряду, после концерта-то). К "Леди" никаких претензий, они возникают только к авторам рекламных текстов.
Одесская джазовая молодежь обычно представляется на гала-концерте, но на сей раз, мы знаем, он не предполагался, вот и вошла группа Aziz во главе с пианисткой Роксаной Смирновой в основную программу. А ведь рановато ребятам на это замахиваться, хоть и солисты подобрались сильные, в том числе уже известная в городе вокалистка Тамара Лукашева, и композиторский талант Роксаны очевиден. Но в целом впечатление слабое. Зачастую можно выделить тему, красивую, с явным "балканским акцентом", но это еще не этноджаз, тема-то не получает должного развития, пока в итоге получается больше шума, нежели собственно музыки.
Вновь подтвердили свой бесспорно высочайший уровень российские джазмены Аркадий Овруцкий (контрабас, бас-гитара) и пианист Владимир Нестеренко, а вот об их чернокожих коллегах из Америки, саксофонисте Джавоне Джексоне и ударнике Квинси Дэвисе (ну конечно, тут тоже звучало сравнение с Майлзом Дэвисом, да еще Квинси Джонсом, но, к счастью, только фонетическое), впечатление сложилось более скромное. Не разочаровала восемнадцать лет не выступавшая в Одессе Саинхо Намчилак. Вместе с Юрием Кузнецовым Саинхо выдала тувинский блюз, соединив элементы горлового пения с джазовыми гармониями, и это был один из пиков фестивальной программы.
Группа из Франции Pulcinella и впрямь напомнила об итальянской "комедии дель-арте" (о джазе напомнила слабее, но этот недостаток ребятам простили за их обаяние). Не то чтобы музыканты облачались в балахоны Пьеро и трико Арлекина, нет, просто их музыка в хорошем смысле доступна, в определенной степени профессиональна (ведь итальянские "маски" удивляют скорее техничностью, трюками, нежели сюжетом). А вот итальянская вокалистка Франка Мазу явилась самой жгучей во всех смыслах загадкой фестивальной программы. Джаз тут, как говорится, и близко не стоял.
Франка, по образованию преподаватель итальянского (вот так приходят на сцену одесского Джаз-карнавала), должна была, согласно рекламным обещаниям, петь на древнем альгерском диалекте. На деле очень сложно оказалось отличить, где же певица поет на диалекте, а где — на общепринятом тосканском наречии. А вот испанский и французский язык в песнях Франки очевидно присутствовали. Не в языке, конечно, дело, о текстах песен говорят, когда о музыке сказать нечего. В исполнении танго певице помогали Оскар Дель Барба (фортепиано) и Чезаре Чачаретта (бандонеон). Не совсем уместно разворачивать дискуссию о специфике жанра танго (о джазе тут говорить даже не приходится), замечу одно: хороший ресторанный уровень — это все-таки не уровень одесского Джаз-карнавала, каким мы его знаем и помним. Конечно, не каждый год можно заполучить на фестиваль звезду вроде Аркадия Шилклопера, звездный коллектив вроде оркестра под управлением Георгия Гараняна. И все же досадно слышать и видеть, что небрежный отбор участников, чья "всемирная слава" не выходит за стены нескольких кабачков Европы или Штатов, заставил многих потенциальных слушателей (фанатически преданных джазу, кстати) заведомо отказаться от посещения концертов. Что дальше делать будем?
Фото Олега Владимирского.