На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

«Изкор» значит «помни»…


Молитву — обращение к Всевышнему, которую мы называем Изкор (по первому слову в ней, что в переводе означает — "помни") читают во время утренней молитвы в Йом Кипур, в Шмини Ацерет — в Израиле (вне Израиля — в Симхат Тора), в последний день праздника Песах и в Шавуот (вне Израиля — во второй день Шавуота). Итого — четыре раза в год.

Суть этой короткой молитвы заключается в подтверждении духовной связи, существующей между живущими ныне людьми и — умершими, в желании ощутить, что душа умершего связана "в том мире" с душами праведников. В тексте Изкора содержится также обещание дать цдаку (пожертвование, в первую очередь, — на изучение и распространение в мире Мудрости Творца, Его Торы). Такое обещание тот, кто произносит этот текст, дает Небесам в память об умершем.

В молитве упоминается имя умершего: такой-то, сын такого, или такая-то, дочь такого-то. Например: "Авраам бен Моше" или "Дина бат Давид". Читают Изкор по отцу и (или) матери, а также — по другим близким родственникам, если одного из родителей уже нет в живых. Если оба родителя живы, их сын или дочь Изкор не читают, и вообще на время его чтения выходят из синагоги. Читают эту молитву про себя, тихо, ибо она индивидуальна. Разрешается прочесть Изкор и по евреям (не родственникам), которые погибли, потому что они — евреи. Это — "коллективный" Изкор, и в некоторых синагогах от имени всей общины его читает один человек (скажем, раввин).

Принцип "живые должны поминать умерших" установлен Устной Торой. Учителя ашкеназских (европейских) евреев постановили, что делать это нужно четыре раза в год (в дни, которые отмечены выше). Решение выделить для чтения Изкора четыре дня в году основано на том, что духовная работа, которую совершает еврей в эти дни, способна поднять его душу на максимально высокий уровень. Ибо именно эти, а не траурные дни, имеют потенциал высшего подъема души человека.

Обратим внимание, что в Торе названы лишь четыре "группы" праздников. Это — цикл дней тшувы и исправления (Рош-а-Шана — Йом Кипур); дни, акцентирующие веру в Творца и близость к Нему (Суккот — Шмини Ацерет — Симхат Тора); дни, отмечающие физическую и духовную свободу (Песах) и день Дарования Торы (Шавуот). Это разъяснение дает нам возможность понять, что Изкор следует читать в последний день каждого "цикла", — ибо именно тогда человек, проведя духовную работу, соответствующую сути конкретного "цикла", способен достичь наивысшего духовного подъема.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.