На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РЕЦЕНЗИЯ

«Новый свет» — поэтическая фантазия Эмануэле Криалезе


Кинотеатр "Маски" и кинокомпания "Артхаус Траффик" в очередной раз дарят Одессе радость общения с большим кинематографом. Впечатляющая лента "Новый Свет / Nuovomondo" (Италия, Германия, Франция), созданная известным режиссером Эмануэле Криалезе при содействии продюсера Люка Бессона, признанного классика мировой кинематографии, снявшего в качестве режиссера подлинные шедевры, уже получила широкое признание в мире. В ролях заняты Шарлотта Гензбур, Винченцо Амато, Аврора Куаттрокки, Франческо Казиза, Изабелла Рагонезе. "Новому Свету" достался "Серебряный лев" за художественное открытие и Приз Федерации итальянских киноклубов на Венецианской биеннале, а также спецприз "Серебряный абрикос" на международном фестивале в Ереване и три национальные итальянские кинонаграды "Давид Донателло".

Сюжет фильма сперва переносит зрителя на Сицилию, в начало двадцатого века. Семья Манкузо покидает свою родину и вместе c соотечественниками предпринимает долгое плавание к волшебной и никогда не виданной земле, где, судя по фотографиям, растет картофель величиной с тележку и морковь длиной с лодку. Эта земля носит название Новый Свет, и для бедняков она представляется чем-то весьма заманчивым. Но не всем суждено пройти через золотые ворота…

Сам режиссер высказывается о своей работе следующим образом: "Новый Свет" — это история путешествия, которое преобразует людей. Они горят желанием попасть на землю обетованную на другом берегу океана, где смогут начать новую жизнь.

Рабство недавно отменено, и Северная Америка нуждается в молодых и решительных людях. В Италии благожелательно смотрят на массовый отъезд соотечественников: это освобождает страну от людей, требующих права на собственность и уже доведенных до крайности нищетой и голодом. Итальянское государство поощряет этот исход. Манящий Новый Свет заставляет миллионы молодых людей навсегда оставлять свои деревни на стариков и жен. Этому способствуют и поддельные фотографии, на которых мускулистые люди стоят возле гигантских овощей. Это первые формы американской пропаганды, призывающей бросить бесплодные земли и переселиться в мир изобилия.

Остров Эллис. Остров-карантин или, как его называли, "остров Слез", был первым этапом. Я посвятил целый год изучению документов и процессов, которые там проходили. Сицилийские иммигранты плыли четыре долгих недели, стиснутые, словно сельди в бочке, в импровизированных дортуарах, расположенных ниже уровня моря, без окон и без элементарной гигиены. После этого их высаживали на Эллис, где немедленно подвергали осмотру на наличие болезней. Все физические недостатки, которые могли бы помешать иммигрантам работать, регистрировались как дефект, и этих людей немедленно депортировали. Остальных тестировали на умственные способности.

Люди Нового Света были убеждены, что интеллектуальная недостаточность передается по наследству, как цвет глаз или волос, и таким образом пытались улучшить человеческую расу. В связи с этим применялись законы, касающиеся иммиграции и браков, но чаще всего проводились кампании по насильственной стерилизации огромного числа людей, которых сочли "дегенеративными", "могущими дать нежелательный эффект" и "анормальными".

От человека старой формации требовали преображения в ужасающе короткий период времени…

Я не высказываю моральных суждений. "Новый Свет" — картина не политическая, не историческая, не социальная. Я хотел рассказать историю "своих героев", людей другой эпохи, которые еще верили в жизненную важность таинственного, которые еще видели невидимые, но, тем не менее, существующие вещи".

Пресса не скупится на похвалы "Новому Свету": "Талантливая картина, которая захватывает зрителя сказочно-артистическим видением, талантливыми актерами и американской историей, даже суперамериканской, историей эмиграции" (Андрей Загданский, Svobodanews.ru); "Яркий, умный и интересный итальянский фильм (он вышел как нельзя более вовремя) — солидная режиссерская работа, которая не угождает зрителю и ничего не проповедует… "Новый Свет" обещает блестящие перспективы проката как в Европе, так и за океаном" (Джей Уайсберг, "Верайети").

"Оригинально название фильма Nuovomondo, буквально "Новый мир". Криалезе возвращает этому словосочетанию его изначальный смысл. Долгое и трудное путешествие из примитивной и отсталой страны в огромную современную столицу он переосмысляет как подлинно новое рождение… В картине показано соприкосновение двух миров, столь разительно несхожих, что они так и остаются друг для друга тайной, даже когда пытаются прийти ко взаимному пониманию с помощью профессиональных переводчиков.

Невежество, надежда и воображение рождают в сознании итальянцев причудливое сочетание неясных лирических образов. Несмотря на свою примитивность, они не более обманчивы, чем псевдонаучные принципы, которыми руководствуются врачи и исследователи на острове Эллис, принимающие бедность и неотесанность простых крестьян за умственную неполноценность, якобы передающуюся по наследству. Фильм развенчивает миф об острове Эллис как о надежном прибежище изгнанников со всего мира. Криалезе, тщательно изучивший архивные документы, показывает, как псевдоученые пытаются доказать якобы передающуюся по наследству умственную неполноценность евреев, итальянцев, русских, венгров и представителей других национальностей" (Карина Чокано, "Лос-Анджелес таймс").

"Прелюдия сборов и путешествия естественным образом заканчивается дисциплинарным хоррором на карантинном острове, где молодая цивилизация судит старую по своим безжалостным и варварским законам. Жестокая педагогика, карательная психиатрия и евгеника — все они собрались тут, чтобы отделить полноценных от неполноценных, присвоить им номера вместо имен и, главное, принести фильму кучу гуманитарных призов", — пишет Василий Корецкий (Time Out).

"В потрясающей сцене в сицилийском порту единая толпа раздваивается, а полоска воды между ними неотвратимо расширяется. В наступившей внезапно тишине звучит рожок с корабля, и все поднимают глаза к небу… Эта картина служит своевременным напоминанием о том, что экономические мигранты давно уже составляют костяк западной цивилизации. В сценах, где людей сортируют, словно скот, путем бездушных методов искусственной селекции, видно серьезное предупреждение. Сцены в душе напоминают о концентрационных лагерях грядущего Холокоста, а пристанища для иммигрантов с крошечными отсеками больше напоминают бараки для заключенных", — справедливо замечает Марк Кермоди ("Обзервер").

"Это целостное полотно с блестящими сценами, потрясающей актерской игрой и красноречивой мечтательной аурой времени и места. "Новый Свет" — отчасти исторический фильм, отчасти аллегория. Но если это — аллегория, что именно она стремится передать? Все здесь чревато смыслом, который кажется чем-то отличным от прямой очевидности визуальных образов и средств. Простодушие и бесхитростность картины производит впечатление крепости и здоровья, однако есть тут и нечто иное, что не лежит на поверхности. Несмотря на отсутствие внешнего действия, этот фильм захватывает, но ненавязчиво и как бы невзначай, словно скромное рукопожатие самого обычного человека, которое сообщает нам нечто несказанное", — блестяще резюмирует Питер Брэдшоу ("Гардиан").

Остается добавить, что достоверность масштабному кинополотну обеспечивают еще и такие отнюдь не мелочи, как тщательный отбор актеров по типажам начала двадцатого века, великолепная актерская игра.

Карина РАУХ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.