На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Поиск длиною в жизнь


Через несколько десятилетий упорных поисков израильский раввин Исраэль Меир Лау, главный раввин Тель-Авива, нашел родственников красноармейца, который спас ему жизнь. Эта история началась в Бухенвальде. Пленный советский солдат помог выжить еврейскому мальчику Юрчику в нечеловеческих условиях концлагеря. После освобождения они потеряли друг друга. И единственное, что запомнил ребенок, это имя солдата — Федор, да то, что родом 20-летний парень был из Ростова…

Исраэль Меир Лау родился в 1937 году в потомственной раввинской семье в городе Петркув-Трыбунальски (Польша). После оккупации германской армией Польши в 1939 году их семья попала в гетто. Отец работал на стеклодувной фабрике, а после работы помогал матери, руководившей созданной в гетто кухней. В ноябре 1943 года гетто было ликвидировано. Мать Лау была депортирована в концентрационный лагерь Равенсбрюк. Лау вместе со старшим братом Нафтали был отправлен в рабочий лагерь в Ченстохове. В 1944-м братьев Лау депортировали в концентрационный лагерь Бухенвальд. Здесь младшего Лау приняли за поляка и перевели из еврейской части лагеря в отделение, где находились русские военнопленные.

Раввин Лау не может объяснить, почему он тогда прибился именно к красноармейцам. Возможно, потому, что его родной польский был похож на русский. А может, говорит раввин, интуитивно почувствовал доброту… "Федор был мне как старший брат, — вспоминает рав Лау. — Он, рискуя жизнью, крал картошку, разводил огонь, варил специально для меня суп, чтобы я каждый день мог есть". В апреле 1945 года Бухенвальд был освобожден, причем Лау был самым молодым из заключенных. Когда к лагерю подошли союзники, немцы открыли беспорядочную стрельбу по пленным, но русский солдат накрыл ребенка собственным телом, защищая от пуль. Он хотел забрать мальчика с собой, но американское командование разлучило их: красноармейца отправило на родину, а Юрчика — в Польшу.

С тех пор прошла целая жизнь. В 1993-2003 годах рав Исраэль Меир Лау был главным раввином Израиля. С 1993 года он занимал также пост председателя Верховного раввинского суда. В качестве главного раввина он неоднократно призывал правительство Израиля и Еврейское агентство приложить усилия для сохранения еврейской идентичности в диаспоре, особенно среди молодежи. Лау стремился преодолеть отчуждение между светскими и религиозными евреями, между течениями в ортодоксальном иудаизме. Значительна его роль в улучшении отношений между иудаизмом и христианством; он неоднократно встречался с папой Иоанном Павлом II, с которым его связывали дружеские отношения, с представителями духовенства различных конфессий, участвовал в межконфессиональных конференциях.

В 1978 году рав Исраэль Меир Лау опубликовал книгу "Практика иудаизма", которая несколько раз переиздавалась, была переведена на шесть языков, в том числе и на русский.

В 2005-м вышла в свет книга воспоминаний "Не поднимай руки на ребенка", где рав Лау подробно рассказал о годах, проведенных в гетто и концлагере. В 2005-м за свою государственную и общественную деятельность он бы удостоен Государственной премии Израиля…

И все эти годы раввин не переставал искать своего Федора. В мае 1989 года, еще до установления дипломатических отношений между Израилем и СССР, раввин Лау посетил Москву в составе неофициальной делегации. На встрече с Михаилом Горбачевым и Николаем Рыжковым он попросил генсека разыскать спасителя. Уже на следующий день ему в гостиницу принесли газету "Известия" с объявлением о розыске Федора… Но только почти два десятилетия спустя, в июне этого года, раввин узнал из новостей радиостанции "Коль Исраэль", что американские и английские историки нашли в немецких списках узников Бухенвальда фамилию его солдата — им оказался Федор Михальченко. К сожалению, раввину Исраэлю Меиру Лау и Федору Михальченко так и не суждено было встретиться вновь — в этом мире они разминулись на какие-то два года: в 2006-м Федор ушел из жизни…

Однако благодаря активной поисковой деятельности еврейской общины России удалось разыскать семью покойного героя, в которой хранилась видеокассета. На ней — воспоминания бывшего узника о том, как освобождался Бухенвальд, и как он помог восьмилетнему еврейскому мальчику. Эта запись была сделана во время поездки ветерана в концлагерь, где и познакомились советский военнопленный Федор Михальченко и будущий главный раввин Израиля Исраэль Меир Лау. Спаситель и спасенный.

Е. С.
(По материалам СМИ.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.