О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ПАСПАРТУ
Паспарту — листок из плотной бумаги, на который наклеиваются фотографии.
(Продолжение. Начало в № 525.)
Ни Александр Дерибас, благодаря которому мы кое-что знаем о первых одесских фотографах, ни разнообразные справочники не упоминают фотографию Александра Новицкого, находившуюся на Соборной площади, в доме Кленовского. В нашей коллекции есть фотография, на паспарту которой типографским способом указан 1865 год, а от руки написан 1867-й. Интересно, что фотография раскрашена (причем указано, что "краской Сенгиль") и больше напоминает живопись, чем фотоснимок.
Вероятно, фотография Новицкого просуществовала недолго, никаких упоминаний о ней нам не встречалось.
Кстати, раскрашивание фотографий было распространено и в первом десятилетии ХХ века — в нашей коллекции есть несколько таких снимков. Причем отдельные детали раскрашивались яркими цветами, например, рукава детских костюмчиков или детали военной формы.
На паспарту фотографии "Верещагин", открытой слуцким мещанином Мовшей Абрамовичем Око в 1908 году и располагавшейся на "ул. Ришельевской, 22 между Жуковского и Кондратенко", рекламируется увеличение портретов и раскрашивание фотографий. Коллекционная фотография не датирована, но, учитывая адресовку, где ул. Полицейская названа Кондратенко, можно сказать, что снимок сделан после 1905 года, когда улица получила имя генерал-лейтенанта Р.И. Кондратенко, геройски погибшего во время русско-японской войны 1904 — 1905 г. г.
Не говоря уже о цветных снимках, техника черно-белой съемки и изготовления фотографий была довольно сложной и трудоемкой. Обычно владельцы фотоателье держали помощников, как правило, художников, ретушировавших портреты и выполнявших другие квалифицированные работы. Именно ретушерами в фотоателье начинали свой творческий путь Кириак Костанди, Архип Куинджи и другие маститые художники.
В ХIХ веке одесситов фотографировал также некто Рауль из Парижа (Raoult de Paris) в своей "Французской фотографии". На паспарту имеющегося в коллекции снимка 1868 года указан адрес: "ул. Ришельевская, дом Вургафта" (Ришельевская, № 7); на более позднем — 1873 года: "ул. Дерибасовская, дом Кирико"; еще на одном, без даты: "Дерибасовская ул., дом Новикова" (два последних адреса означают один и тот же дом — Дерибасовская, 12, на углу Ришельевской, перешедший в 1870-х годах от Кирико к Новикову; указывать номер дома в те времена не было необходимости — всем и так, по имени владельца, было ясно, о каких домах идет речь).
Для фотографических ателье была характерна преемственность помещений. Ведь следовало обустроить место для хранения многочисленных химических реактивов, для проявления и печатания снимков, требовалось соблюдение противопожарных мер и т. д. Кроме того, любители запечатлеть себя и своих близких посещали фотографии уже в известных им местах. Поэтому большинство фотографов, пытающихся наладить в Одессе свой фотографический бизнес, стремились занять помещение не только поближе к центру города, но и такое, где уже раньше размещалось заведение такого профиля.
Так, в доме Новикова (Дерибасовская, 12) после фотографий Феодоровца и Рауля больше 20 лет размещалось заведение И.А. Антонопуло (в коллекции датированы фотографии 1875-го, 1881-го, 1896 годов). Этим мастером в 1896 году выполнена фотография начинающего, но уже хорошо известного в Одессе спортсмена, а позднее и авиатора Сергея Исаевича Уточкина на велосипеде. На паспарту фотографий 1901 года — новый адрес, тоже на Дерибасовской, но в доме Менделевича ("Пассаж"), как известно, построенном незадолго до этого, в 1899 году, по проекту архитектора Л. Влодека. В путеводителе Каранта за 1901 год фотография Антонопуло указана по адресу: Преображенская, 28, — что соответствует углу Дерибасовской по нумерации того времени. В 1908 году фотографическое заведение "Антонопуло" перешло к новому владельцу, вернее — владелице, балтской мещанке Бейле Мойсеевне Коган, посчитавшей полезным сохранить фамилию многолетнего прежнего владельца в качестве названия заведения. В эти годы фотография снова помещалась на Дерибасовской, 12, переехав в 1912 году в новое здание, построенное для Новикова архитектором С. Ландесманом.
В нашей коллекции есть любопытный снимок фотографа Антонопуло, сделанный не ранее 1890 года (на паспарту помещен первый приз от города Одесса, который мастер получил в 1890-м). На фотографии девушка держит в руках "Путеводитель по Одессе и окрестностям. Справочная книга. Фотографии Антонопуло". Такого рода реклама печатных изданий известна: на имеющихся у нас фотографиях одесситы с увлечением читают одесскую прессу или держат в руках известный путеводитель по Одессе Каранта. В иллюстрировании какого путеводителя принимал участие Антонопуло, нам неизвестно.
…Как следует из рекламы многих заведений начала ХХ века, практически во всех фотоателье города можно было приобрести виды Одессы и окрестностей. Владелец цинкографии и фототипии купеческий сын Михаил Моисеевич Пиковский сам был неплохим фотографом и использовал свои собственные снимки для печатания открыток с видами родного города. Его заведение успешно работало в Одессе с 1891 года, с 1909 года оно размещалось на Ланжероновской, 30.
Владелец аналогичного заведения на Нежинской, 77, австрийский подданный Алоиз Новак, также использовал свои фотографии для печатания одесских открыток. С 1906 года он сотрудничает с другим австрийским подданным — Карлом Побудой. Их логотип — слитые воедино "НБ" — являлся и по сей день является знаком одесской полиграфической продукции.
Паспарту фотографий сообщает нам также, что господин Антонопуло был "Придворным фотографом Ее Величества Греческой Королевы Хелены". "Придворными фотографами" именовали себя Р. Феодоровец, В. Чеховский и Я. Тираспольский. Причем двое первых именовались "фотографами Его Императорского Величества Государя Императора Всероссийского", а Тираспольский кроме "Двора Российских Императорских Величеств и Высочеств" состоял "Придворным фотографом Князя Болгарского, Короля Датского и Принца Индийского"! И. Мигурский числился "фотографом двора Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича" (будущего Александра III). Брацлавский мещанин Кива (Акива) Мульман, открывший в 1899 году свое фотографическое заведение на Преображенской, 68, был "Придворным фотографом Персидского Шаха", а фотограф А. Балабан — "Придворным фотографом Румынского короля Карла I". Как придворная служба при коронованных особах, находящихся где-то далеко, сочеталась с успешным творческим бизнесом этих людей в Одессе, мы себе представить не можем. Правда, Мигурский из Одессы уехал в Северную Пальмиру, а Чеховский перевел свое заведение в Москву.
Паспарту украшали также благодарности от высокопоставленных особ. Причем рекордное количество благодарностей, наград и лестных отзывов — семь — зафиксировано на паспарту фотографии "И.М. Шнейдер и Ко", располагавшейся с 1899 года на "уг. Дерибасовской и Екатерининской, № 19, против магазина Абрикосова". Наиболее весомая благодарность от "Его Императорского Величества Государя Императора Николая II и их Императорских Высочеств" имела материальное выражение в бриллиантовых запонках с изображением государственного герба. Последними приведены благодарности "Его Сиятельства князя А.Е. Гагарина и Господина Президента Французской Республики". В нашей коллекции есть фотография антрепренера Городского театра Багрова, выполненная в ателье Иосифа Шнейдера в 1912 году. Другие фотографии не датированы, но известно, что заведение существовало с 1908 года на Ришельевской, 12 и Шнейдер отличился в это же время на газетном поприще, делая снимки для очень известного (причем не только в Одессе) издания — газеты "Одесские новости". В газете "Одесский листок" также встречались фотографии с подписью: "И. Шнайдер, Ришельевская, 12". Мало того, в иллюстрированном всероссийском журнале "Нива" за 1902 год помещена фотография о борьбе с чумой в Одессе за подписью И. Шнайдера. Очевидно, он не раз посылал свои фоторепортажи о событиях в городе в столичную прессу. Фотограф этот "выделился" еще и тем, что был "по Высочайшему повелению награжден званием Личного Почетного Гражданина".
Благодаря своему сотрудничеству с "Одесскими новостями" Иосиф Шнайдер, единственный из многочисленных собратьев-фотографов, разместил (очевидно, бесплатно) в справочнике "Вся Одесса за 1911", выпущенном этим одесским издательством, очень солидную рекламу своего ателье, украшенную собственной фотографией. В путеводителях по Одессе за 1911-й, 1913 годы рекламируются практически все заведения, работавшие в Одессе, но объем рекламных текстов небольшой — по 10 на одном листе обычного формата. Интересно, что для привлечения клиентов фотографы обещали им "хорошие премии", продлевали время работы своих заведений допоздна. Наглядно видна конкуренция в действии.
Но, несмотря на жесткую конкуренцию, для многих одесских фотографов их бизнес был весьма удачным. Лишь небольшое число ателье появилось и быстро исчезло, большинство фотографий существовали 10, 20, 30 лет. В этой связи интересно рассмотреть имеющуюся в нашем распоряжении "Ведомость о количестве (…) фотографий" за 1911 год. Согласно этому документу, к началу 1911 года в Одессе числилось 65 фотографий. В течение этого года 5 фотографий закрылось, было разрешено открыть 10, 2 заведения перешли от одного владельца к другому и одно свидетельство утратило силу. Путем несложных арифметических расчетов получаем число 69. Именно столько фотографических ателье существовало в городе к началу 1912 года. Интересно, что в предвоенном 1913-м их в Одессе числилось уже 72. Причем более 70 процентов владельцев фотоателье в эти годы составляли евреи.
Известно, что хозяева наиболее престижных фотографий были людьми состоятельными, они расширяли и модернизировали свои заведения, приобретали в собственность дома, переносили в них свои ателье или приобретали дом, в котором находилось фотоателье. Домовладельцами были, по нашим сведениям, Мичри, Хлопонин, Гааз, Григорашенко, Горельников и другие мастера-фотографы.
Ева КРАСНОВА, Анатолий ДРОЗДОВСКИЙ.
(Продолжение следует.)