На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ВАЭТХАНАН


О чем повествует нынешняя недельная глава? Моше просит, но не получает разрешения Всевышнего войти в Святую землю. Повторный запрет на идолопоклонство. Моше устанавливает три города-убежища на восточном берегу Иордана — для тех, кто совершил убийство по ошибке. Повторение рассказа о получении евреями Десяти заповедей, начертанных на Скрижалях. Первая часть молитвы "Шма, Исраэль". Наказ воспитывать детей в согласии с законами Торы. Новое предупреждение не перенимать у туземцев их обычаев.
А теперь прочтем один стих ("Дварим" 4:9): "Только береги себя и очень береги свою душу, чтобы не забыл ты того, что видели твои глаза", когда ты вместе с остальными евреями стоял против горы Синай и получал Тору. Перед нами — обращение к каждому из нас, поскольку считается, что каждый из нас стоял на Синае и получал Тору. Но почему сказано с некоторым информативным избытком — "берегись сам и береги свою душу"? Ты и твоя душа — не одно и то же? Нет, отвечают комментаторы, "береги себя" — значит, береги свое тело, ибо многие заповеди связаны именно с телом: кашрут, обрезание и прочее. А "очень береги свою душу" — означает, что надо беречь и душу, но это труднее, чем беречь тело; например, соблюдать законы "чистоты речи" много сложнее, чем установить в своем доме кашрут...
Рабби Исраэль Липкин из Салант, выдающийся раввин прошлого века, основатель движения мусар, говорил: "Встречал я достаточно людей, которые весьма ревниво заботятся о своем теле и о чужой душе. (Обратите внимание: тело — свое, душа — чужая.) Они всегда готовы прочесть другому нотацию, стоит им только убедиться, что кто-то совершил легкий проступок. Прямо-таки на глазах они становятся учителями, полными праведности и учености. Но за всем этим стоит радость, которую они испытывают от того, что кто-то что-то нарушил. Я же утверждаю, что настоящий праведник — это тот, кто делает все прямо наоборот: заботится о своей душе и о чужом теле. Только так можно подняться к высокому и осознанному исполнению заповедей, сохраняя заботливое отношение ко всем евреям, нуждающимся в помощи, т. е. помогая им всем, что в его силах". Эти слова мы считаем актуальными и сегодня. Сегодня даже больше, чем в прошлом веке. Ибо многими из нас потеря-ны еврейское искусство милосердного отношения к другим, способность сострадать и помогать — помогать не просто по зову сердца (сердце может и подвести), а намеренно и целенаправленно.
Тора говорит ("Дварим" 6:18): "Поступай справедливо и хорошо". Так и надо себя вести — всегда и везде. Но как часто, окруженные несправедливостью и злом, мы считали непростительной роскошью проявлять сразу оба наших врожденных стремления. Сколь часто нам доводилось вести себя справедливо, но не совсем хорошо! Или хорошо, но вовсе не справедливо... Да и теперь то же ущербное качество однобокости нет-нет, да и проявится в поступках вернувшегося к соблюдению заповедей. Всех, кто еще на подходе, кто не подошел к его уровню соблюдения, он склонен считать вообще нерелигиозными людьми. Но всех, кто выше, кто поднялся на более высокую ступень, он полагает фанатиками. В результате получается, что только он — мерило истинного соблюдения. Где здесь справедливость, ведущая к требовательности к самому себе? Где тут добро, требующее мягкости и сострадания к тем, кому надо помочь?
Да, это строгие слова, по-еврейски — "тохаха", выговор, осуждение. Но мы сейчас произнесли их только потому, что так поступил Моше Рабейну, о чем свидетельствует недельная глава "Ваэтханан".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.