На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ


(Продолжение. Начало в № 499.)

СЕРАХ ОТКРЫВАЕТ ЯАКОВУ, ЧТО ЙОСЕФ ЖИВ

Братья не знали, как сообщить Яакову весть о том, что Йосеф все эти годы жил в Египте и даже стал там самым важным человеком. Всю дорогу по пути домой они обсуждали, как рассказать об этом отцу. Когда они подошли к дому Яакова, первой, кого увидели, была дочь Ашера Серах. То была необыкновенная девушка, поражавшая всех своей удивительно чуткой натурой. К тому же она замечательно играла на арфе, и именно это ее качество решили использовать братья.
- Пожалуйста, зайди к Яакову со своей арфой, - попросили они, - и спой песню, в которой были бы слова о том, что Йосеф еще жив.
Серах осторожно проскользнула в шатер скорбящего Яакова и встала за спиной деда. Она заиграла нежную мелодию, а затем запела: "Мой дядя Йосеф по-прежнему жив; он владыка всего Египта!"
Яаков жадно вслушивался в ее слова и наслаждался прелестной музыкой. "Да будешь ты благословенна, Серах, - сказал он ей. - Ты вернула к жизни мою душу. Да продлится твоя жизнь вечно!"
Благословение Яакова исполнилось. Серах дожила до времен царя Давида и вошла в число тех праведников, которые попали в Ган Эден живыми. Дочь Ашера получила награду по принципу "мида кенегед мида", "мера за меру": ей была дарована вечная жизнь за то, что она вернула к жизни душу Яакова, на которую сразу же снизошел руах акодеш.
Пока Яаков разговаривал с Серах, в шатер вошли сыновья. Они поздоровались с отцом, а потом громко объявили: "Йосеф жив и правит Египтом!"
Но Яаков отказался поверить их словам. Наказанием лжецу служит то, что ему не верят даже тогда, когда он говорит чистую правду. Так как сыновья Яакова однажды солгали, то и теперь Яаков не мог поверить их словам. Однако когда они передали ему слова Йосефа об алахе, которую они учили в последний раз, душа его наполнилась счастьем, и он почувствовал, как к нему возвращается руах акодеш, покинувший его на двадцать два года из-за скорби по Йосефу. Яаков воскликнул: "Йосеф по-прежнему жив!" Эти слова означали: "Йосеф по-прежнему цадик! Он сохранил свое благочестие, несмотря на перенесенные страдания. Когда мне показали испачканную в крови одежду Йосефа, я подверг сомнению пути Ашема. Йосеф же оставался непоколебим в своей вере - и за это Шехина все годы пребывала с ним".
Заметьте, Яаков был счастлив оттого, что Йосеф оставался цадиком, а не оттого, что стал владыкой Египта.

ЯАКОВ ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ЕГИПЕТ
Получив приглашение от сына, Яаков принял решение переселиться на время со всей семьей в Египет. Однако перед тем как начать этот сложный путь, он отправился в Беер-Шеву, чтобы срубить посаженные там Авраамом кедры и взять их с собой в Египет. Зачем ему понадобился такой необычный груз?
Дело в том, что Яаков пророчески предвидел, что через какое-то время евреям понадобится древесина кедра для сооружения Мишкана, переносного Храма. Одно из бревен, срубленных в Беер-Шеве, достигало тридцати двух амот (около 16 м) и было использовано для главной несущей балки Мишкана.
В Беер-Шеве Яаков принес жертвы Ашему на жертвеннике, построенном его отцом - Ицхаком. Это путешествие Яаков предпринял с тяжелой душой, так как не был уверен, что Ашем согласен с его действиями. Поэтому Ашем явился ему во сне и позвал его:
- Яаков! Яаков! (Имя цадика Ашем повторяет дважды в знак любви.)
- Вот я! - отозвался Яаков.
- Не бойся! - сказал Ашем. - Хотя твоему отцу, Ицхаку, Я запретил спускаться в Египет, ты можешь идти туда, ибо Я сойду вместе с тобой и непременно снова выведу тебя оттуда!
Тем самым Ашем пообещал Яакову три вещи:
- после смерти останки Яакова перенесут и захоронят в Эрец Исраэль. То же самое будет с его детьми: все они будут перенесены назад, в Святую Землю;
- потомки Яакова не будут в вечном изгнании - придет время, и Ашем освободит их;
- Шехина будет пребывать с ними даже в изгнании - и выйдет вместе с ними из Египта.
Тогда Яаков со спокойной совестью собрал всю свою семью, насчитывавшую шестьдесят девять душ, скот и имущество, и они отправились в Египет. (Тора утверждает, что в Египет вошли семьдесят душ, но если, сверяясь по тексту, попытаться пересчитать их всех, то получится только шестьдесят девять. Кто же семидесятый? Ответ на этот вопрос следующий: в тот момент, когда они входили в ворота Египта, родилась Йохевед, дочь Леви, будущая мать пророка Моше. Кроме того, число 70 можно считать изначально верным, поскольку к семье Яакова присоединилась Шехина, дополнив количество до требуемого числа (до того момента, пока не родится Йохевед). Подобным образом, когда евреи покидали Египет, их было не 600 тысяч, а только 599999 человек, и к ним присоединился Сам Ашем, чтобы довести количество людей до священного числа 600 тысяч.)
При этом Яаков приказал Йеуде: "Иди впереди нас и приготовь все необходимое на месте, чтобы мы могли быстро расселиться и сразу же открыть в земле Гошен ешиву. Занятия Торой не должны прерываться".
(Так Яаков дал евреям пример на все поколения вперед: о чем в первую очередь нужно помнить, принимая решение о переезде. Для того чтобы решить, можно ли жить в некоей местности, еврей должен знать, есть ли там подходящее место для занятия Торой, место для молитвы, есть ли возможность дать детям религиозное образование.)
Сыновья Яакова погрузили свои вещи на повозки, рассадили своих жен и детей и отправились в путь. Отца же сыновья несли всю дорогу на руках, ибо не могли позволить ему ехать на трясущихся повозках.
Навстречу отцу вышел Йосеф. Наместник фараона был настолько взволнован предстоящей встречей, что даже не позволил слугам запрячь для себя колесницу. Он хотел делать все сам. Когда египтяне услышали, что их правитель отправляется встречать отца, которого не видел много лет, вся знать собралась его сопровождать.

* * *
Только двум праведникам была оказана подобная честь.
Первым был тесть Моше - Итро. Когда Итро прибыл в еврейский стан, находившийся в то время в пустыне, Моше вышел встречать его. Увидев, что Моше, Аарон и семьдесят старейшин выходят из шатра, все поспешили выйти из своих шатров и последовали за ними. Так из стана вышел весь народ, чтобы приветствовать Итро.
Вторым был Яаков. Увидев, как Йосеф и фараон со всей свитой вышли встречать Яакова, все последовали за ними. Таким образом навстречу Яакову вышло практически все население Египта.
Таковы почести, оказываемые тем, кто боится Ашема; ибо сказано ("Йешаяу" 24:23): "И перед Его старейшинами будет слава".

* * *
Йосеф боялся, что его встреча с Яаковом даже после того, как братья сообщили о ней отцу, может оказаться для Яакова большим потрясением. Поэтому он выслал своего старшего сына Менаше вперед. Увидев его, Яаков сказал: "Должно быть, это Йосеф". "Нет, - сказали ему, - это его сын". Йосеф выслал вслед за Менаше своего второго сына - Эфраима. "Ну теперь-то это Йосеф", - сказал Яаков. И опять ему ответили, что и это его сын.
Наконец, сам Йосеф выехал навстречу отцу во главе огромного египетского войска, одетый в нарядные одежды, облаченный в корону, которую фараон послал ему специально по этому случаю.
Узнав отца еще издали, Йосеф сошел с колесницы и пошел ему навстречу пешком. Вельможи последовали его примеру. Яаков спросил у Йеуды:
- Кто этот знатный человек, который подходит к нам? Фараон?
- Это и есть Йосеф, - ответил ему Йеуда.
Счастливая улыбка озарила лицо Яакова. Йосеф подошел к отцу и поклонился ему, то же самое сделали и египтяне. Затем он приблизился к отцу, упал ему на грудь и заплакал. А что же отец? Может, тоже заплакал, обнимая сына? Ведь он уже и не надеялся увидеть его... Как это ни удивительно на первый взгляд, но Яаков в эти минуты начал читать молитву "Шма, Исраэль".
При виде Йосефа душа Яакова наполнилась любовью и благоговением к Ашему, ибо сейчас он до конца понял, насколько велика Его доброта и милость. И праведник Яаков воспользовался вдохновенностью момента, в который душа была так близка к полному признанию власти Ашема над собой. Его губы тут же зашептали молитву "Шма", молитву, подтверждающую господство Ашема, любовь к Нему и страх перед Ним.
Яаков воскликнул: "Я думал, что сойду в геином, ибо для того, чтобы от меня пошел целый народ, не хватало одного колена. Но теперь, когда я знаю, что Йосеф жив, я уверен, что умру только в этом мире, но не в мире грядущем!"

ЙОСЕФ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ФАРАОНУ ОТЦА И БРАТЬЕВ

Йосеф предупредил своих братьев: "Когда фараон призовет вас к себе и спросит о ваших занятиях, скажите ему правду - что вы с юных лет были пастухами. Упомяните, что и ваш отец занимался тем же ремеслом и вы ни к какой другой работе не привыкли. Тогда он поселит вас как можно дальше от столицы, в благодатной земле Гошен, ибо египтяне, поклоняясь овцам, пастушество считают весьма низменным занятием.
Почему Йосеф рекомендовал братьям поселиться в земле Гошен, а не в столице?
1. Прежде всего, он хотел, чтобы евреи жили отдельно от египтян - дабы не допустить ассимиляции.
2. В земле Гошен были лучшие в стране пастбища для скота.
3. Эта земля принадлежала евреям по закону, ибо фараон подарил ее в свое время Саре. Теперь Йосеф опасался, что если евреи поселятся в Египте, то в один прекрасный день египтяне могут заявить, что евреи живут на земле, которая им не принадлежит, и изгонят их раньше срока. Поэтому он предпочел, чтобы братья оставались в Гошене, принадлежащем им по праву.
Йосеф выбрал пятерых братьев, тех, кто не производил впечатление самых сильных (то были Реувен, Шимон, Леви, Иссахар и Биньямин), и привел их к фараону. Он намеренно представил фараону колена, выглядевшие физически слабыми, чтобы у того не возникло желания призвать их на службу в свою армию.
Фараон спросил их, чем они занимаются. И братья ответили: "Твои слуги - пастухи, и пастухами были наши отцы. Мы пришли в Египет, чтобы пожить здесь в то время, пока в Ханаане стоит жестокий голод и нет пастбищ для нашего скота. Мы просим твоего разрешения поселиться в земле Гошен".
Фараон сказал Йосефу: "Перед тобой вся египетская земля. Пусть твои братья поселятся в ее лучшей части - в земле Гошен".
Йосеф представил фараону своего отца Яакова, который приветствовал владыку Египта.
Возле трона фараона стоял еще один трон, на котором обычно восседал великан Ог - друг фараона.
- Разве не ты сказал мне однажды, что Авраам бездетен? - спросил его владыка Египта. - Смотри, вот прибыл его внук со своей семьей, в которой семьдесят человек.
- Не может быть! - удивился Ог. - Этот человек выглядит очень старым. Должно быть, это и есть сам Авраам. (Его ввело в заблуждение удивительное сходство Яакова с Авраамом.)
Тогда фараон спросил Яакова, сколько ему лет.
- Мне всего лишь сто тридцать лет, - ответил Яаков. - Но дни моей жизни были полны горя и тревог. Не был я счастлив в жизни, как мои праотцы.
Услышав такие слова, фараон и Ог поняли, что перед ними действительно не Авраам.
В дальнейшем Ашем порицал Яакова: "Ты пожаловался на несчастья, которые обрушились на тебя. Разве Я не спас тебя от рук Лавана и Эсава? Разве Я не вернул тебе Дину и Йосефа? Как же ты можешь жаловаться и сетовать на свою жизнь? За это Я сокращу годы твоей жизни".
Вместо того чтобы дожить до ста восьмидесяти лет, как его отец Ицхак, Яаков умер в сто сорок семь лет, то есть на тридцать три года раньше срока. Наказание было суровым: за каждую букву жалобы Ашем лишил Яакова одного года жизни.
Фараон попросил у Яакова благословения. Яаков благословил его, пожелав, чтобы Нил вышел из берегов и напитал влагой египетскую землю, как это бывало всегда до наступления голода. Благословение праведника исполнилось - и голод прекратился.
Через некоторое время семья Яакова покинула столицу Египта и поселилась в земле Гошен.
Яаков хотел, чтобы его сыновья оставались вдалеке от царя, чтобы исключить возможность получения высоких должностей при дворе. Так наши праотцы показывали нам пример отношения к чужой политической жизни - отмежеваться от язычников всеми возможными способами, несмотря ни на какие возможные выгоды, и вести жизнь согласно Торе, занимаясь только тем, что относится к еврейской жизни.
Годы, проведенные Яаковом в Египте, были счастливейшими годами в его жизни. Все это время на нем пребывала Шехина.

Рабби Моше ВЕЙСМАН.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.