(Окончание. Начало в № 527.)
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ СЕРИЙ
Мы начали рассказ о том, как найти в Интернете лингвистические словари и справочники, правила правописания. Посоветовали начать с сайта "gramota.ru". Потом заметили, что в век информации язык меняется так быстро, что даже интернетовские словари за ним не поспевают. Точнее, технология Интернета успела бы, но ученые-лингвисты долго думают и все никак не могут договориться иногда по самым, казалось бы, простым вопросам. Например, писать ли слово "Интернет" с большой буквы. А тем временем появляются новые понятия, о которых академики еще не знают, положено ли им о них думать. А нам-то уже надо этими словами пользоваться. Возникают самодельные жаргоны, сленги (их словари тоже есть в Интернете). И возникают неофициальные, не академические авторитеты - типа законодателей мод в одежде. Никто не заставляет, а носят. Одним из таких людей во Всемирной сети является русский дизайнер Артемий Лебедев. Кстати, он правнук писателя-классика Алексея Николаевича Толстого.
В этом номере мы приведем еще несколько отрывков из раздела "ru/kovodstvo" (руководство!) сайта Лебедева "design.ru". Зачем такое подробное цитирование? Цитаты я постарался подобрать так, чтобы они были полезны и читателям основной, бумажной, версии газеты, не имеющим доступа к Интернету. Кстати, в прошлом номере мы опубликовали неофициальные рекомендации Артемия Лебедва "Как правильно писать телефонный номер". А сегодня - другие параграфы.
Артемий Лебедев
§ 135. Неформальная типографика
01. Типографические приемы можно условно разделить на формальные и неформальные. Первые применяются в серьезных газетах, журналах и книгах. Вторые - в различных средствах персональной коммуникации и в Сети.
02. Употребление неформальных приемов на традиционных носителях может значительно разнообразить жизнь.
03. ЗАЧЕРКИВАНИЕ
Этот прием первыми открыли рекламисты, перечеркивавшие "старую" цену. Рядом писалась более низкая цена, а старая оставалась для сравнения. Естественно, зритель видит и ту, и другую цену.
04. Выделение подразумеваемого смысла зачеркиванием стало в последние пару лет очень популярным среди бездельников-авторов блогов и дневников.
05. Зачеркивание прекрасно смотрелось бы в рекламном или газетном заголовке, не говоря уже о простом книжном тексте.
§ 121. Об употреблении некоторых топонимов
01. По-русски правильно писать Таллин (а не Таллинн), Алма-Ата (а не Алматы), поехать на Украину (а не в Украину) - независимо от того, что думают по этому поводу жители указанных мест.
§ 119. Буква ё
01. Ё - недобуква. Это буква е с диэрезисом (умляутом, тремой, двумя точками сверху). Использование ё везде - насилие над читателем.
02. Диакритические (надстрочные) знаки над е совмещают роль помощника в случаях разночтения (осел/осёл) с ролью ударения (которое всегда падает на ё). Другие омографы в русском языке прекрасно выживают с обозначением одного только ударения (зaмок/замoк). А значение каких-то слов вообще без контекста непонятно (лук/лук - репчатый и со стрелами), что не является поводом пририсовывать к ним что-либо.
Лирическое отступление
Впервые применять на письме букву ё предложила княгиня Дашкова на заседании Академии наук в 1783 году.
§ 115. О маркетинге
01. Маркетинга не существует.
§ 104. Кавычки
01. Кавычки являются парными знаками препинания.
02. В целях экономии на пишущих машинках отливали одну непарную кавычку, перешедшую по наследству на компьютерную клавиатуру. В результате из-за неграмотности верстальщиков и дизайнеров (за которыми раньше следили технические редакторы) подавляющая часть печатной продукции в мире перестала радовать разборчивого читателя.
03. Так же, как и скобки, кавычки бывают левыми и правыми. Практически во всех шрифтах понятно по рисунку, какая это кавычка, даже если посмотреть на нее в отрыве от контекста. В языках программирования и разметки, однако, используются "программистские" кавычки, что оправдано с точки зрения быстроты набора и предназначения.
04. Уважающий себя дизайнер книги, газеты или сайта всегда будет использовать принятые для данного языка кавычки.
06. Чтобы узнать, какие именно кавычки приняты в языке, достаточно посмотреть на любое издание, сверстанное без помощи компьютера (грубо - на территории СССР до 1990-го, а на Западе - до 1985 года).
§ 97. Тире, минус и дефис, или Черты русской типографики
01. Для многих дизайнеров станет открытием тот факт, что в русской типографской традиции существует три типа горизонтальных черточек: дефис, знак минуса и тире.
02. Подавляющее большинство современной печатной продукции делается дизайнерами, которым известен только один знак: дефис. Получилось так потому, что на клавиатуре персонального компьютера только он доступен без дополнительных усилий.
03. Дефис, минус и тире отличаются друг от друга, в первую очередь, областью применения, а во вторую - длиной.
Дефис: -
Тире: -
...Увы, я вынужден прервать это увлекательное чтение, потому что побаиваюсь, как бы за такое длинное цитирование потомок Толстых не наехал на меня конкретно за нарушение авторских прав. На всякий случай еще раз повторю, что я искренне считаю его великим человеком, вполне достойным своих предков.
Михаил КОРДОНСКИЙ.
Тексты колонки "Интернет для детей и родителей" адресованы читателям бумажной версии газеты "Тиква" — не пользователям Интернета — и, соответственно, адаптированы, то есть информация упрощена и искажена.
Мы будем рады услышать от опытных пользователей Сети предложения и советы по улучшению качества адаптирования. Пишите нам на tikvaodessa@ukr.net.