В этом разделе Торы содержатся 74 заповеди. О чем повествует глава?
Моше описывает единственный допустимый способ женитьбы на чужеземной женщине, плененной во время войны. За сыном-первенцем сохраняется право на двойную долю из отцовского наследства, даже если он родился от "нелюбимой" жены. "Буйного и непокорного сына", который неизбежно превратится в законченного негодяя, приговаривают к смерти через побиение камнями. Тело повешенного человека нельзя оставлять на виселице до следующего дня, ибо тело - обитель святой души.
Любую находку полагается вернуть владельцу, к розыску которого следует приложить все усилия.
Мужчинам запрещено носить женскую одежду, а женщинам - мужскую. Если обнаружишь на дороге птичье гнездо, прежде чем взять птенцов или яйца, необходимо вначале отпустить наседку.
Нельзя засевать поле семенами разных растений, пахать вместе на быке и осле, носить ткани из комбинации шерсти и льна. Четырехугольная одежда должна иметь на углах кисти - цицит.
Детально приведены законы, касающиеся запретных отношений между полами.
На войне евреи должны соблюдать в своем стане правила ритуальной чистоты. Если раб сбежит от хозяина, нельзя насильно возвращать его. Проституция строго запрещена в равной мере для женщин и мужчин. Когда ссужаешь деньги еврею, нельзя брать с него проценты. Обетов и клятв следует по возможности избегать. Устанавливаются правила развода и повторного брака.
В первый год после свадьбы молодой муж освобождается от воинской службы и остается дома, чтобы радовать жену и укреплять супружеские отношения.
В качестве залога за ссуду нельзя брать орудия труда, чтобы не лишать должника средств к существованию. Даже в случае просрочки займа кредитор обязан вернуть должнику его залог до вечера, если тот нуждается в этом предмете. Нельзя задерживать оплату труда наемного работника. Запрещено наказывать человека за преступление, совершенное его родственником. Особая защита предоставляется прозелитам и вдовам ввиду их социальной уязвимости. Надлежит оставлять беднякам неубранную часть урожая. Суд может приговорить осужденного к телесному наказанию (но не более 39 ударов). На человека, потерявшего брата, возложена мицва жениться на вдове покойного, если тот не оставил детей.
Раздел завершается описанием коварного нападения амалекитян на евреев сразу после Исхода из Египта и заповедью "стереть память об Амалеке".
* * *
"Если увидишь ты осла брата твоего или быка его, упавших на дороге, не проходи мимо: подними их вместе с ним" (22:4). В этой заповеди речь идет не только о самом животном, но и об упавшем с него грузе, а также о животном, упавшем вместе с грузом. Обратите внимание на важное уточнение - "вместе с ним". Мудрецы поясняют: если вы подходите к упавшему ослу или быку и его хозяин говорит вам: "Тебе заповедано поднять мое животное. Действуй, а я немного отдохну в тени", - ваше право отказать ему в помощи.
Эта концепция не ограничивается помощью еврею, у которого упало вьючное животное (то, что речь идет об отношениях между евреями, видно из слова "брат"). Далее в разделе мы читаем: "Когда выйдешь ты станом против врагов твоих..." (23:10). Этот эпизод завершается словами: "Ибо Б-г ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и низлагать врагов твоих". Всевышний обеспечивает нам победу, но, чтобы получить право на нее, мы должны подготовиться к войне и "выйти станом против врагов". Если же мы будем сидеть, сложа руки, ожидая сверхъестественного вмешательства в ход событий, нас ждет неминуемое разочарование, как и владельца упавшего осла, который хочет решить свою проблему за счет других.
Хафец Хаим распространяет концепцию самопомощи и на духовную сферу. Б-г всегда готов помочь человеку, если тот сам предпринимает необходимые действия. Например, религиозный еврей ежедневно просит в молитве: "Просвети нас словами Твоей Торы". Но если, закончив молитву, он сразу убегает из синагоги по своим делам, вместо того чтобы сесть, открыть Мишну или Гемару и почитать святую книгу хотя бы несколько минут, то как он может рассчитывать на осуществление своей просьбы?
Хафец Хаим приводит в качестве иллюстрации такую ситуацию. Один человек просит друга одолжить ему денег. Друг соглашается, назначает время и место для встречи. Но получатель ссуды не является без всякой уважительной причины, потом снова звонит, извиняется, просит денег и снова не приходит - проще говоря, морочит голову. Ссуду он, конечно, не получит. Друг будет сердиться на него за то, что зря потратил время и остался в дураках. Отношения испорчены.
Так и Всевышний. Если мы о чем-то просим Его: о здоровье, удаче в делах, - а сами не прилагаем никаких усилий, не берем на себя никаких обязательств, можно представить, как Он "сердится" на нас.