Во-первых, читая прозу этого одесского парижанина, нужно часто и подолгу вертеть головой. Само по себе развивает. Любит Анатолий Контуш заворачивать вензеля из своих строчек. До него это делали многие, но никто — так обаятельно. В справедливости этих слов могли убедиться все, кто побывал на встрече с писателем-физиком (да, можно совмещать, но писать приходится лаконично) во Всемирном клубе одесситов. Анатолий представил друзьям и гостям оформленные как графические листы иллюстрации к своей предыдущей книге "Одесские портреты" (Исаак Бабель, Эдуард Багрицкий, Борис Житков, Исаак Исакович, Наталья Касперович, Давид Ойстрах, Арман Ришелье, Игорь Спивак, Александр Ткаченко, Владимир Хавкин).
А еще публике была представлена новая книга Анатолия Контуша — "Городские портреты" (Санкт-Петербург, издательство Фонда русской поэзии). Неслучайно жалуют творчество нашего земляка, ныне живущего в Париже, покровители поэтического искусства. Ведь каждый мини-рассказ Контуша — не что иное, как стихотворение в прозе. Судите сами: "У нее множество достоинств и только один недостаток: слабое здоровье. Ей часто нездоровится, особенно после обеда; тогда она встает из-за стола сразу после десерта, поднимается к себе, ложится в постель и не выходит до ужина… Пока она мучается, он возится с детьми, отводит их в школу и забирает домой, готовит всем завтрак, обед и ужин, моет полы и стирает белье, но он все равно счастлив, ведь, кроме слабого здоровья, у нее практически нет недостатков…". Рассказ является портретом Тель-Авива, тут же маленький городской пейзаж, образованный несколькими начальными строчками.
А вот цитата из рассказа "Хайфа": "Израильтянин, американец, немец и русский гоняют клюшками по асфальту грязный теннисный мяч возле старого здания университета. Им еще нет шестидесяти на четверых. Их национальности им еще неизвестны. Их дети еще не говорят на разных языках. Их прадеды, евреи, армяне, венгры и украинцы, смотрят на них с безоблачного неба Одессы, улыбаясь. Осень. Широкая улица в центре Одессы. Середина семидесятых". Вот так всегда: неожиданно и пронзительно, коротко и щемяще. В предисловии к книге Александр Городницкий так пишет об Анатолии: "Наблюдательный глаз художника с ястребиной прицельностью выхватывает из окружающих городских пейзажей и ситуаций удивительные картинки. Недоступные глазу простого обывателя… И хотя сам автор остается как бы за кадром, часть его лица отражается в каждом рассказе, как в осколке зеркального стекла. Склеенные воедино в книге, осколки эти становятся зеркалом, в котором отображается его автопортрет, облик умного, неординарно мыслящего и талантливого писателя, мастера монолога, которому есть что сказать людям".
Раиса КРЕЙМЕРМАН.
Фото Олега Владимирского.