На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ


(Окончание. Начало на 1-й стр.)

Безусловно, нет, ибо первична деятельность театров, критика лишь отзеркаливает происходящее на сцене (иногда - и за кулисами). Реальные проблемы у критики, конечно же, есть. О проблемах несоответствия общественного запроса и практического функционирования театральной критики говорила профессор кафедры теории и истории театра Киевского Национального университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого Анна Липковская. Киевский театральный критик Эльвира Загурская осветила в своем докладе несовершенства системы современного театрального образования, мешающие воспитанию театрального критика. Например, отсутствие студенческой профессиональной практики, особенно - устных выступлений. При подготовке театроведа критическая специализация только подразумевается, институты готовят, прежде всего, историков театра. Вывод таков: реорганизация театрального образования необходима на всех уровнях, и тогда театр сможет выйти на новый виток своего развития.
Ирина Промптова, заведующая кафедрой сценической речи Российской академии театрального искусства, профессор, кандидат искусствоведения, рассказала о низком интеллектуальном и слабом физическом уровнях нынешних первокурсников актерских отделений. РАТИ даже пришлось нанимать двух логопедов для своих студентов! Что из всего этого выйдет - прочитаем в рецензиях лет через пять, и снова критики окажутся виноватыми... Сама Ирина Юрьевна, как и некоторые другие педагоги РАТИ, будет приезжать в Одессу, чтобы проводить занятия с целевым актерским курсом, набранным Одесской русской драмой на базе театрально-художественного училища. Это эффективнее, чем направлять ребят на учебу в большие города, а потом безуспешно ждать их домой. Создавать филиалы российских театральных вузов тоже нереально: это требует множества согласований между четырьмя министерствами Украины и России (имеются в виду минкульты и минобразы), мощной материальной базы, постоянного педагогического штата.
О том, что критика должна быть адекватной (скучной? пошлой? безграмотной?) театральному процессу, говорили одесский доктор искусствоведения Альбина Овчинникова, руководитель литературно-драматической части Московского драматического театра Светлана Гарон, московский театральный критик Валентина Федорова. Правда, прозвучали мнения относительно того, что критик должен уметь приподниматься над процессом, да и театры из гонителей критиков понемногу превращаются в скучающие от невнимания последних учреждения.
После бурного первого дня работы конференции ее участники занялись практическим обсуждением спектаклей I Международного театрального фестиваля "Встречи в Одессе", в котором участвовали театры из Одессы, Николаева, Днепропетровска, Луганска, Киева и Санкт-Петербурга. Очень скоро стало понятно, что проблемы все-таки не в критике, а в самих спектаклях. В целом интересное прочтение Одесской русской драмой пьесы Александра Марданя "Девочки" было омрачено слабым знанием текста, неорганичными подачами реплик исполнительниц главных ролей. Да еще и компьютер отказал, световое решение было смазано. Приятно удивил жизнерадостным решением пьесы того же Марданя "Очередь" киевлянин Дмитрий Богомазов (Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра). Однако если остроумную находку тянуть и тянуть, повторять и повторять, она начинает надоедать и раздражать не хуже обычных мрачных трагедий, которые ставит режиссер, в том числе и в Одессе.
Николаевский художественный русский драматический театр отнюдь не поразил воображение прочтением чеховского "Вишневого сада". Всех героев мастерски переиграл еврейский оркестрик, постоянно находящийся на сцене. Захотелось даже, прямо как Раневской, пригласить его отдельно от театра, "устроить вечерок"... "Очень простая история" по пьесе Марины Ладо, представленная Луганским русским драматическим театром, превосходно смотрелась бы в начале восьмидесятых, когда мало кто еще читал "Скотный двор" Оруэлла, нынче же не впечатляет по условию - все эти персонажи вроде Коровы, Лошади, Собаки кажутся более уместными в тюзовской постановке. Весьма затянутым оказался "Лист ожиданий" по пьесе Александра Марданя (Днепропетровский театр русской драмы имени Горького). Постановщик и исполнитель роли Константина Александр Голубенко не сумел ни сократить количество остроумных реплик героев, ни задать такой темп, чтобы все эти каламбуры (Мардань щедр на них), что называется, от зубов отскакивали. Его партнерша Илона Соляник (Вера) выглядела в такой ситуации лишь ведомой волей режиссера и партнера, чувствовалось, что ее потенциал в этой роли не раскрыт до конца. А жаль!
Хоть и интересный в художественном отношении, спектакль "Сцены" ("На дне") по Горькому театра-студии Георгия Ковтуна (Санкт-Петербург) был практически полуувиден зрителями, ибо для малой сцены Одесская русская драма приспособила неудобную площадку в гардеробе. Вот если бы площадку приподнять сантиметров на двадцать - тридцать, все было бы видно, посетовал драматург Александр Мардань. До сих пор делали по-другому: сажали зрителей на сцену и проводили камерные спектакли на достойном уровне. А так пластика героев наполовину ускользала от взоров публики.
Что ж, через год Одесса вновь станет местом проведения театральной конференции и фестиваля. Направленность пока уточняется. Одно радует: критиков оставят в покое...

Раиса КРЕЙМЕРМАН.
Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.