Мэрия Одессы, мэрия Лодзи (Польша), киномузей города Лодзь и Генеральное консульство Республики Польша в Одессе в течение пяти дней представляли в кинотеатре "Маски" фестиваль нового польского кино. В программе присутствовали фильмы - победители и призеры международных кинофестивалей, а начался одесский фестиваль с открытия выставки "45 фотограмм" классика польского кино - кинорежиссера Кшиштофа Кешлевского.
Затем состоялся показ фильма "Судебный исполнитель" (режиссер Феликс Фальк), сюжет которого представляет собой своеобразный кинорепортаж о 48 часах из жизни судебного исполнителя. Гран-при Международного кинофестиваля в Гдыне - закономерный итог усилий съемочной группы, что подтвердил интерес к фильму, проявленный одесскими зрителями.
Не первым для одесситов, но, тем не менее, приятным оказался показ киноленты "Короткий фильм о любви" Кшиштофа Кешлевского.
Многие зрители снова с большим удовольствием посмотрели эту трогательную мелодраму, снискавшую награды на международных кинофестивалях в Гдыне, Токио, Сан-Себастьяне.
В программу фестиваля вошли также фильмы "Мастер" (режиссер Петр Тшаскальский), "Ода радости" (режиссеры А. Козвяк-Давид, Я. Комаса, М. Мигас). Последний фильм, снятый в виде трех киноновелл о современной Польше, получил специальный приз на МКФ в Гдыне.
Безусловно, центром программы оказался фильм "Персона нон грата" (2005, Польша - Россия - Италия), снятый Кшиштофом Занусси по собственному сценарию. В фильме снимались известнейшие актеры Збигнев Запасевич, Никита Михалков, Ежи Штур, Андрей Смирнов, Даниэль Ольбрыхский, Мария Беккер. В центре сюжета - история конфликта двух героев, старинных приятелей Виктора и Олега. Выяснение отношений заходит в тупик. Внутренние переживания и искания Виктора усугубляются тем, что волею обстоятельств он втянут в международные дипломатические интриги. Дуэт Никиты Михалкова и Даниэля Ольбрыхского, как пояснил Кшиштоф Занусси, представлявший фильм в Одессе, снимали в Европе, в то время как основной рабочий материал был снят в Уругвае. Артисты отказались терпеть неудобства, связанные с 22-часовым перелетом в Латинскую Америку. Современные технологии позволили снять все так, что пребывание героев в Уругвае выглядит в кадре естественно. А отказаться от натуры этой далекой страны было невозможно, ведь дальше Уругвая главного героя, дипломата, заслать невозможно, это знак опалы... К слову, картина "Персона нон грата" оказалась первым иностранным фильмом, снятым в Уругвае, и в столице государства, Монтевидео, съемочную группу принимали на высшем уровне, почти как настоящих дипломатов. Показ готового фильма в России прошел успешно не в последнюю очередь потому, что совпал с юбилеем Михалкова.
Завершил фестивальную программу фильм "Я существую" режиссера Дороты Кендзежавской с музыкой композитора Майкла Наймана. Рассказ о парне, который ищет свое место в жизни, о его первой влюбленности, о волшебных открытиях в мире чувств и отношений взволновал публику не на шутку.
В зале кинотеатра "Маски" состоялась также пресс-конференция с выдающимся польским кинорежиссером Кшиштофом Занусси - специальным гостем программы фестиваля "Новое польское кино". В работе пресс-конференции также приняли участие глава Генерального консульства Республики Польша в Одессе, консул Аннета Сондей, директор Музея кино города Лодзь Мечислав Кузьмицкий. Один из наиболее известных польских режиссеров кино, телевидения и театра, сценарист, преподаватель Кшиштоф Занусси родился 17 июня 1939 года в Варшаве. В 1955 - 1959 годах был студентом физического факультета Варшавского университета, в 1959 - 1962-м - философского факультета Ягеллонского университета в Кракове. В 1996 году окончил режиссерский факультет Лодзинской кино-школы. Его дипломная работа "Смерть провинциала" (1966, ТV) завоевала приз "Серебряные львы" на фестивале в Мангейме (1968), а также призы на фестивалях в Венеции, Вальядолиде, Москве и отечественные призы.
С 1966 года им были сняты многочисленные документальные и художественные фильмы для кино и телевидения в Польше и за ее пределами. Занусси является автором или соавтором сценариев всех своих фильмов, некоторые из этих сценариев были опубликованы в Польше, Италии, России, Германии, Венгрии, Чехословакии и Индии. В 1971 - 1981 годах Кшиштоф Занусси был вице-президентом Союза кинематографистов Польши. С 1967-го он является директором и художественным руководителем киностудии "TOR". Одновременно преподает в Высшей государственной школе кино, телевидения и театра, является профессором Силезского университета в Катовицах, сотрудничает с "National Film School" в Великобритании, с 1987 года ведет режиссерскую работу в театрах Польши, Италии, Франции, Германии и России. Кроме того, с 1994 года он является консультантом Комиссии по делам культуры в Ватикане, президентом общества "Eurovision", членом Польского ПЕН-клуба и Союза польских писателей. Кшиштоф Занусси - лауреат многих международных кинофестивалей.
В 1998-м Занусси получил диплом почетного доктора ВГИКа, а сегодня он преподает в Киеве в специальной школе, организованной каналом "Интер", по его словам, "играет отведенную жизнью роль профессора". Программа "Интершкола" - образовательный проект, призванный повысить квалификацию работников телевидения. Кроме Занусси там преподают Ада Роговцева, Валерий Тодоровский, Евгений Киселев. А Кшиштоф Занусси читает лекции по кинорежиссуре, ведь он не только практик, но и теоретик, его книги "Беседы о любительском кино" и "Пора умирать" стали настольными для многих киноманов.
Впрочем, сегодня Занусси сияет оптимистичной улыбкой, и нам то же советует делать:
- У нас тоже после победы "Солидарности" пришло некоторое разочарование, спад, мы надеялись, что сами окажемся лучше, сможем жить на высоте духовных ценностей. Думаю, в Украине люди сейчас тоже испытывают похожие чувства. В Польше жизнь налаживается, мы стали богаче, у нас втрое больше студентов, чем это было при социализме. Я, пока ехал из аэропорта, заметил, что в Одессе втрое больше обновленных фасадов домов, чем это было пять лет назад. Хороший признак!
О своих ближайших кинопроектах Занусси говорит, что хотел бы оглянуться в прошлое и вспомнить некоторых персонажей своих картин сорока - тридцатилетней давности ("За стеной", "Ночное дежурство", "Дом женщин"). Взять у этих персонажей интервью от лица актеров, ранее их игравших. Парадоксальный, но неизбитый замысел. На тему интервью - правда, в другом ракурсе - был сделан одноименный фильм Федерико Феллини...
Карина РАУХ.
Фото Олега Владимирского.