Шалом, дорогие друзья!
Наш календарь ведет сейчас отсчет дней месяца тишрей, необыкновенно насыщенного великими осенними праздниками, которые следуют один за другим и, конечно же, тесно связаны между собой. Первым приходит Рош-а-Шана, затем проживаются особые 10 дней покаяния - до Йом-Кипура, дальше - Суккот, встречать который мы с вами будем уже через несколько дней, за ним - Симхат-Тора, День радости Торы...
Как вы знаете, у каждого из этих праздников - свои история, символика, обычаи, свое непреходящее значение. И, тем не менее, все они - единое целое. При этом следует обратить особое внимание на интересное и очень важное обстоятельство: время великих осенних праздников можно четко разделить на два периода, в каждом из которых - по 10 дней. Первый - это время Роша-а-Шана и Йом-Кипура, второй - праздников Суккот и Симхат-Тора. Это, конечно же, не случайно (вообще ничего случайного в нашей жизни нет!).
Почему именно так строится система наших праздников? Потому что именно так мы можем реализовать великую возможность, которая ежегодно даруется нам Творцом: уже в начале нового года, в первый его месяц максимально правильно и мудро выстроить свою духовную жизнь на весь этот год. То есть в каждом из наших праздников главное - его мощное духовное начало, работа души, честный и искренний анализ каждым человеком того, что и как было прожито, сделано (или не сделано).
В Рош-а-Шана мы признаем царствование Всевышнего над собой. В Грозные дни совершаем тшуву, покаяние, раскаиваемся в совершенных грехах, ищем ответы на вопросы, что и как мы должны сделать, чтобы исправиться, очиститься, удостоиться снисхождения и прощения. Так приходим к Йом-Кипуру - Дню Суда и искупления грехов... И Рош-а-Шана, и Йом-Кипур - великие, святые дни, напряженные и серьезные. Неслучайно они могут вызывать и трепет, и страх. Неслучайно и весь этот связанный с ними период в нашей традиции называется "раскаянием от страха".
А у периода, который приходит ему на смену, являясь новым, высшим этапом духовного очищения, духовного роста, - другое название и другой глубинный смысл. В дни праздника Суккот, которые мы проводим в специально построенном шалаше, когда веселимся, радуемся, готовим трапезы, поем песни, процесс раскаяния на самом деле продолжается (ничто не делается за один день!). Но это раскаяние - уже не от страха, оно - от любви...
На этом этапе, когда человек стал чистым, открыл новую страницу своей жизни, понял, как нужно жить, как нужно вести себя и что делать, он уже может подняться на более высокую ступень. И - ощутить искреннюю радость от понимания одной великой истины, которая ему непременно откроется. Истина эта в том, что отношения Всевышнего с еврейским народом - это настоящая дружба, отсюда - и радость, и веселье, и любовь.
А затем мы придем к высшей точке этого невероятного, неповторимого времени, которое Б-г дарует нам каждый год: к празднику Симхат-Тора. И это, опять-таки, не случайно: без Торы у нас нет жизни - ни духовной, ни физической. Тора дает нам не только смысл жизни, она дает нам саму жизнь! Вот так, проходя весь этот путь: от Рош-а-Шана до Симхат-Тора, - мы закладываем для себя основы жизни на весь новый год, в котором каждому из вас и всем нам я желаю счастья, здоровья и мира.
Хаг самеах!
Раввин Шломо БАКШТ,
главный раввин Одессы и области.