Расширение Одесского морского торгового порта от Аркадии до Лузановки невозможно. Об этом заявил городской голова Эдуард Гурвиц, выступая на состоявшемся в Одессе выездном заседании комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и связи. "Порт - самое важное, но вместе с тем и самое экологически опасное предприятие города. Он должен развиваться, но концепция этого развития представлена в виде, противоречащем интересам Одессы", - подчеркнул Э. Гурвиц.
При этом мэр заметил, что городские власти идут навстречу порту. "Ряд вопросов утрясен", - сказал Э. Гурвиц. В частности, решен вопрос строительства 29-го причала - при условии, что там не будут переваливать опасные грузы. Разрешено возведение контейнерного терминала в районе судоремонтного завода, согласовано - хоть и с опозданием - строительство эстакады. Но при этом мэр заявил, что возведения контейнерного терминала в районе памятника Неизвестному матросу город допустить не может: это приведет к увеличению количества грузопотоков, а проезд по городским трассам уже сейчас затруднен.
"Изменение рекреационной среды города не может быть оправдано никакими промышленными и экономическими потребностями", - подчеркнул Э. Гурвиц. Он обратился к членам комитета с просьбой вникнуть в суть этих разногласий. "Развивать контейнерные перевозки можно и в других портах "Большой Одессы", а для областного центра это неприемлемый вариант", - сказал мэр. А начальник юридического управления горсовета Андрей Иванский заявил, что необходимо выяснить мнение одесситов по поводу расширения порта. Чиновник пояснил, что Орхусская конвенция (Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, подписанная 39-ю европейскими государствами и Евросоюзом, - ред.) требует проводить подобные опросы при строительстве объектов повышенной экологической опасности, каковым является и порт.
Реплика А. Иванского последовала в ответ на выступление начальника Одесского морского торгового порта (ОМТП) Николая Павлюка. Тот заявил, что реализация концепции реконструкции предприятия положительно скажется на экологической, социальной и экономической ситуации в регионе. В частности, это снизит риск оползней в районах Отрады и Ланжерона, улучшит экологическое состояние пляжей, а в результате вывода потоков большегрузного транспорта за черту города сократит количество выбросов выхлопных газов в его густонаселенных районах.
Кроме того, в порту будет создано более 3 тысяч рабочих мест и более 10 тысяч - в смежных организациях. "Город получит новые благоустроенные пляжи, будет решена транспортная проблема улицы Богатова и прилегающих улиц", - обещает Н. Павлюк.
В свою очередь, заместитель министра транспорта Игорь Урбанский выразил мнение, что позиция городского руководства конструктивна, но призвал пойти на уступки. "Если мы создадим здесь бутылочное горлышко, грузопотоки уйдут. Чистый воздух нужен, но нужны и городские программы. А деньги на них можно брать у богатенького порта", - предложил он. В ответ на это мэр Одессы Эдуард Гурвиц заявил, что "Одесса не продается ни за какие деньги".