Есть среди прочих тем нашего недельного раздела одна, которая близка и понятна любому еврею, прожившему хотя бы часть своей жизни в бывшем Союзе или продолжающему жить на территории некогда мощной империи. Тема эта — употребление спиртного. Написано в Торе ("Ваикра" 10:8-10): "И сказал Всевышний Аарону: "Вина и крепких напитков не пей — ни ты, ни твои сыновья с тобой, — когда входите в Храм, чтобы не умерли. Это вечный закон для ваших потомков. Чтобы различали между святым и обыденным, чистым и нечистым". Обратите внимание: здесь дан не запрет на пьянство — понятно, что пьянство Торой не приветствуется, — а одно из правил, касающихся поведения священника в Храме. Туда нельзя заходить после "принятия" вина; там нельзя вести службу, если выпил хотя бы маленькую толику "того, что веселит сердце". Кстати, запрет входить в Храм в нетрезвом виде касался всех евреев, не только коаним.
Мы — народ, знакомый с культурой вина. Вино лежит в основе исполнения многих заповедей. Мы пьем вино за праздничным столом — но всегда умеренно, не теряя головы, и без крайностей. Ибо знаем ему цену. Наши мудрецы учат: вошло вино, вышла тайна. Т. е. поостерегись, у этого напитка обманчивая сущность, питье без меры может привести не к радости, а к печали: развязывается язык, можно потерять контроль над собой; не дай Б-г, нарушить запреты...
Мы жили в стране, "славной" своими традициями неумеренного потребления спиртного. Кто знает, может, эта страсть стала одной из причин развала советского строя? Но евреи в основной своей массе этой болезнью не страдают. Еще наши дедушки чурались лишней чарки, и, понятно, наши бабушки с ними беды не знали. Но в последние годы кое-кто из наших научился и этой пагубе. Их немного, но встречаются и "ценители". Так вот, Тора такой "любви" не поощряет. А в некоторых случаях прямо запрещает. По крайней мере, во всем, что касается работы в Святом храме, нужна предельная трезвость. Чтобы не путали "между святым и обыденным, чистым и нечистым".
Сказано в Торе, что запрет на вино был дан Аарону сразу после трагедии с его двумя старшими сыновьями, погибшими во время службы в Храме. Ясно, что их постигло наказание. Но за что? Некоторые толкователи объясняют, что именно за употребление вина...
Рассказывается об одном еврее, который пристрастился к выпивке. Произошла история в Галиции сто пятьдесят лет назад. Пожаловались родные того человека рабби Исраэлю из Ружина: мол, нет сил терпеть такое несчастье дома: не учится, не работает, никакой пользы ни семье, ни еврейскому народу, один позор. Согласился ребе им заняться. И вот через два месяца приезжает в местечко к нашему герою посланец от рабби Исраэля, просит срочно прибыть в Ружин. Испугался наш еврей, быстро собрался и поехал. Ребе встретил его приветливо, увел в комнату, проговорил с ним больше часа. Все удивлялись: что случилось? Вышли двое из комнаты довольные, глаза светятся. Уже в дверях гость обещает, что отныне капли лишней в рот не возьмет. С тем и уехал. Спрашивают ученики у ребе, почему этот простой еврей был принят учителем с таким почетом? Разве нельзя было передать с тем же посыльным, чтобы он оставил свою привычку? Он бы и так послушался!
Ответил им раввин: "Написано в Торе: "Сказал Всевышний Аарону: "Вина и крепких напитков не пей...". Спрашивается, почему сказал Сам, а не послал передать через Моше, как поступал раньше? Ответ надо искать в том, какую новость Всевышний хотел передать Аарону. Он просил отказаться от вина. В таких случаях просьбу не передают в руки посланцев. Это очень важное дело — призыв не делать вещей, которые со временем могут обернуться пагубной страстью. Потому и я решил предупредить человека о том же, не прибегая к посредникам"...
Впрочем, не все мудрецы сообщают, будто вино послужило причиной гибели сыновей Аарона. Тора не пишет об этом прямо, следовательно, она дает в руки толкователей несколько объяснений. И все они одинаково важны.
Вот что произошло однажды в Пинске, городе, славном ешивами, синагогами и хедерами. Пригласила пинская община к себе раввином из другого города подающего надежды молодого ученого, но обязала его дать обещание срочно жениться, ибо негоже раввину быть холостым — закон запрещает. Согласившись приехать, молодой человек все же предложил убрать из договора указанный пункт, поскольку, дескать, его душа стремится не к обзаведению семьей, а жаждет учить Тору. Ведь и Талмуд рассказывает о таких мудрецах, как Бен-Азай, которые не женились, чтобы не отвлекаться от Торы.
Получил рабби Ицхак, главный раввин Пинска, письмо с этой просьбой и ответил: "Из Торы мы знаем, что Надав и Авиу умерли во время работы в Храме. Согласно мудрецам, тому были две причины. Одна — не успели жениться. Вторая — хотели стать руководителями народа. Какая связь между обеими? Связь такая: исходя из того, что они не хотели жениться, можно предположить, будто тоже опасались, как бы жены не обернулись помехой изучению Торы. Но, тем не менее, лидерами-то они стать мечтали! С другой стороны, известно, что должность руководителя тоже мало способствует серьезным и регулярным занятиям. Правда, с этой стороны они проблем не видели. Значит, не очень хотели учиться... Так и у нас с вами. Кто согласен на пост раввина в общине, у того не будет много времени на занятия. Тогда зачем говорить о столь безудержном стремлении к учебе, когда даже семья мешает?!".
Молодой человек получил это послание — и начал подыскивать невесту...