Об этом сегодня мечтают многие представители такого интересного танцевального течения, как степ. История степа, или чечетки, восходит к тем временам, когда английские матросы, дабы удержаться на деревянной палубе в качку, разрабатывали особый шаг, сопровождавшийся, естественно, стуком каблуков. О том, что степ — не столько танец, сколько способ ходьбы, красноречиво свидетельствует его название ("степ" в переводе с английского означает не что иное, как шаг). Ирландская джига в соединении с джазовыми ритмами оказалась обогащенной импровизационными приемами и покорила весь мир. Не остались равнодушными к ней и другие народы, придумавшие неплохие танцевальные па с притопами и прихлопами. Современный степ имеет множество течений, например, "бродвейский стиль", "софт шоу", "джаз-тэп", "хуфер стайл", "милитари тэп", "слайд техник", "урбан тэп" и так далее. В восьмидесятых СССР под обаянием фильма Карена Шахназарова "Зимний вечер в Гаграх" вспомнил об увлечении пятидесятых, чечетке, и потихоньку снова начал "стучать" — кто на сцене, а кто в специальных клубах.
Одесса пережила бум чечетки в двадцатых годах, а лет десять тому назад Алексей Гилко, лидер танцевальной линии "Умелые ноги" и сам по себе блестящий степист, принялся возрождать жанр. Он брал уроки у легендарного одесского чечеточника Эмиля Гледа и в результате выработал свой узнаваемый стиль. На днях в Доме клоунов при переполненном зале состоялась премьера международного степ-шоу "Сделано ногами" с участием иностранных гостей и одесситов. Кроме организаторов шоу в излюбленном жанре выступали весьма профессиональные москвичи и рижане. Несколько юмористических номеров показал Константин Невретдинов — соорганизатор и преподаватель Русской школы американского степа в Москве, создатель и единственный исполнитель уникального номера "Степ на руках", занесенного в Книгу рекордов Гиннеса, участник многочисленных программ центрального телевидения России. Марис Пурис, руководитель рижской степ-компании "Bat Tap Com-pany", выражая симпатию одесским коллегам, заметил со сцены: "Да, сделано ногами, зато как замечательно!"
Из одесских исполнителей следует назвать юного степиста Сашу Останина, представителей школы ирландского степа Игоря Ражева и Михаила Бухмана.
Паузы в танцевальной программе заполняли музыканты: Следж — виртуозный исполнитель авторской музыки фламенко на акустической гитаре, актер и певец Владимир Комаров с блюз-бэндом под ностальгическим названием "Д-р БрМенталь" и молодежный одесский джаз-бэнд (ударные — Сергей Бутенко, клавишные — Александр Мельничук, бас-гитара — Инна Невойт).
Участники концерта собирались, по выражению Алексея Гилко, чтобы "повеселиться, покричать, постучать". Однако у организаторов шоу имеются и гораздо более далеко идущие планы. Например, устроить в Одессе через год международный фестиваль степа. Почему бы и нет?
Карина РАУХ.
Фото Олега Владимирского.