Люди знающие говорят, что изучение еврейской традиции - процесс, по сути, бесконечный. В еврейском мире он длится всю человеческую жизнь. А начинается с самого детства - с первых букв алфавита, с первых самостоятельно прочитанных и понятых слов... Эти первые буквы и слова маленькие люди осваивают в хедере (так называется начальная религиозная школа), учеником которой еврейский мальчик становится, как только ему исполняется три года. К слову, в Одессе в начале ХХ века таких школ было около двухсот.
Основа этой вековой традиции - в древнем наставлении: "Обучайте детей ваших". Эти слова никогда не воспринимались евреями просто как красивая фраза. Во все времена в любой еврейской общине, даже той, которая не могла похвастать особым богатством, непременно был меламед - "обучающий" (так называли учителя Торы для детей). Не изменяют этой традиции и сегодняшние одесские евреи. Современный одесский хедер в "Тиква"-"Ор Самеах" работает уже не первый год. А нынешней осенью отпраздновал новоселье. Теперь он живет под крышей нового филиала учебно-воспитательного комплекса в жилмассиве Таирова, в просторных, светлых, уютных комнатах, заполненных игрушками, книгами - словом, всем тем, что жизненно необходимо маленькому человеку.
Ученики - несмотря на юный возраст - люди очень серьезные и, конечно, очень занятые. Но как-то на все их хватает - и на глубокое изучение еврейской традиции, и на уроки математики и английского, и на рисование. А еще - на веселые игры! Вот только-только закончилось занятие с равом Даниэлем Нисинзоном, и... куда подевалась вся степенность этих солидных молодых людей?! Они с восторгом осваивают транспортные средства (игрушечные, но почти "всамделишные" автомобили), а в это время их учителя готовятся к следующему занятию.
Может показаться, что занятие это по... кулинарному искусству - и атрибуты (кастрюля, овощи, томатная паста), и форма одежды (замечательно удобные фартуки, в которые мальчишки облачаются не без удовольствия) вполне такому мнению соответствуют. Но на самом деле это тоже урок традиции. Причем посвящен он - ни много ни мало - древней истории о двух братьях, Яакове и Эсаве. Истории об их противостоянии. И о чечевичной похлебке, за которую старший брат, Эсав, продал младшему, Яакову, право первородства.
Именно похлебку (а точнее говоря, суп!) и готовит на этом уроке рэбе Шмуэль Зоткин. Ученики ему помогают - больше, правда, советами. Так, например, со знанием дела рекомендуют вместо пасты использовать кетчуп. Увлеченно следят за всеми стадиями процесса и одновременно слушают и сами говорят о том, что составляет главную тему такого необычного урока - говорят о героях и событиях недельной главы из Торы, изучением которой в этот раз занимаются...
Преподавание традиции - вообще дело непростое. Еще сложнее, когда об основах мироздания, законах бытия, судьбах патриархов говорить нужно с совсем маленькими детьми. Сложно, но - интересно, говорит Шмуэль Зоткин. При этом главное, по его мнению, вот в чем: человека (все равно, взрослый он или маленький) нельзя заставить изучать еврейскую традицию, как нельзя заставить верить или любить. Нельзя и ограничиваться одной лишь - даже самой интересной и разнообразной - информацией. Такова особенность преподавания еврейской традиции: здесь не обойтись даже самым большим багажом сугубо теоретических знаний, в традиции этой нужно жить.
На вопрос о том, не слишком ли глобальные вопросы приходится обсуждать с малышами, Шмуэль уверенно отвечает, что главное - правильно выстроить этот разговор, придумать, как и чем увлечь детей. И тогда все получится - и у учеников, и у учителя, для которого каждое такое занятие - тоже открытие.
- Мы каждую неделю пытаемся придумывать что-то новое, чтобы наши ученики сами принимали участие в том, о чем идет речь в той или иной недельной главе, - рассказывает рав Зоткин. - Так, например, недавно мы рассказывали им о том, как Элиэзер пошел искать жену для Ицхака возле колодца, и специально вместе с ними поехали к настоящему колодцу. До этого малыши его в жизни не видели. Столько было восторга! А когда знакомились с историей жизни патриарха Авраама, здесь же, в хедере, совместными усилиями сооружали шалаш, подобный тому, в котором жил праотец еврейского народа. Вот и суп, который мы варили на этом уроке, - это не просто суп! Пока мы его готовили, они узнали о том, насколько Яаков любил исполнять заповеди и насколько Эсаву они не были важны, раз он за чечевичную похлебку отдал возможность служить в Храме... Я думаю, дети запомнят не только этот суп, но и то, что с ним было связано, что из-за него случилось. Мы это делаем для того, чтобы нашим ученикам было по-настоящему интересно. Только так можно надеяться, что малыши получат не просто удовольствие от веселой игры, но и знания, понимание традиции, которые останутся с ними на всю жизнь.
...Что ж, каждый настоящий учитель, о какой бы учебной дисциплине ни шла речь, должен обладать не только знаниями и умением эти знания передать. С настоящим учителем учиться всегда интересно!
И, может, особенно важно, чтобы такой учитель был рядом с маленьким человеком именно тогда, когда все в жизни только начинается...
Елена ЛИТВАК.