"Я не знаю,
в чем очарование мест,
связанных с памятью
замечательных людей;
но оно бесспорно".
К. Паустовский.
Эти слова, сказанные когда-то К.Г. Паустовским, теперь относятся к нему самому. Большой писатель, обращенный в прошлое, настоящее и будущее, прочно занял заслуженное почетное место в общеевропейском культурном доме. О Паустовском написаны десятки монографий, книг, воспоминаний, литературоведческих исследований — как у нас, так и за рубежом.
Только в 2012 — 2015 г. г. будет открыт архив Нобелевского комитета, и мы узнаем подробности переписки по кандидатуре К.Г. Паустовского на Нобелевскую премию 1962 — 1965 г. г. Как известно, в 1965-м нобелевским лауреатом стал М. Шолохов.
Замечательный художник слова, сохранивший честь и достоинство в очень непростое время, поднимавший не раз свой голос в защиту правды и справедливости, — таким был и останется в памяти Константин Георгиевич Паустовский. Он был защитником природы, культуры и родного языка. Блистательный стилист, Паустовский оставил нам в наследство благоуханную прозу, а главное — научил видеть, слышать и осязать окружающий мир. Писатель любил все сущее на земле, воде и в небе. Любимой его стихией было море. В юности он мечтал стать моряком. Позднее — вынашивал замысел написать "художественную энциклопедию" побережий Черного моря. Так появился роман (сам писатель считал, что это повесть) "Черное море".
В ноябре с. г. Одесский мемориальный музей К.Г. Паустовского провел Международную научно-практическую конференцию, посвященную 70-летию выхода в свет романа "Черное море". Местные СМИ осветили это событие культурной жизни Одессы. Чтобы не повторяться, напомним только, что "Черное море" — это своеобразный роман-исследование, где писатель касается многих проблем, в том числе и экологических. И, конечно же, писатель-романтик заглядывает в будущее.
Паустовский декларирует свою программу развития городов: "Каждый город должен иметь свое лицо… Сделайте города такими, чтобы ими можно было гордиться, чтобы в них можно было работать, думать и отдыхать, а не заболевать неврастенией и трамвайным бешенством.
Нужно, чтобы город был создан на обдуманном разнообразии отдельных частей. В нем должны быть памятники, сады, фонтаны, повороты улиц и лестниц, перспективы — чтобы всюду были свет, тишина, ветер и воздух. Город должен быть так же прекрасен, как прекрасны вековые парки, леса и море".
Обаяние личности Паустовского было в том, что мудрость у него сочеталась с юношеской верой в красоту, которая спасет мир. Паустовский был высоконравственным писателем. Он был честен как перед самим собой, так и перед своими читателями. Он обладал редкостным даром превращать жизнь в красоту, не отступая при этом от правды жизни. "Доктор Пауст" — назвал его Эм. Казакевич. Маг, волшебник, мудрец — все в этом "титуле".
Писательским стартом Паустовского принято считать роман "Романтики". Сам писатель вспоминает, что первый свой рассказ он написал в 1911 году и напечатал его в киевском литературном журнале "Огни". "Романтики" были начаты в Таганроге, а завершены в Одессе. Одесса была знаковым городом для Паустовского. Сергей Бондарин вспоминает книжечку экзотических рассказов Паустовского под названием "Минетоза" с его первым книжным портретом на обложке — "молодого, склоненного над свежеотпечатанной полосой газеты в тихой прокуренной редакции черноморского "Моряка". В Одессе "я впервые попал в среду молодых писателей — Ильфа, Бабеля, Багрицкого, Шенгели, Льва Славина", — вспоминал сам Паустовский.
Книга "Время больших ожиданий" — об Одессе и о прославленных одесситах. Читающая Одесса горячо приняла четвертую книгу "Повести о жизни".
— Радует наш читатель!.. Я получаю ежедневно множество писем читателей. Радует их точный вкус, их ясный ум. Судьбы литературы волнуют их не меньше, чем нас, писателей. Одесситы буквально засыпали меня письмами. Некоторые читатели подсказывают мне события, которые остались не отраженными в книге, другие называют интересных людей, которые не вошли в книгу. Словом, читатель хочет максимально полного и точного отражения жизни и событий. Он не прощает писателю ни верхоглядства, ни неряшливости стиля, — так высоко оценивал своего читателя Паустовский.
С Одессой был Паустовский в горькие дни 1941 года. Город содрогался от бомбежек. Писатель работал в редакции фронтовой газеты "Во славу Родины", которая была в двух шагах от моря, на Большом Фонтане. Рядом слышались разрывы бомб. Паустовский уже видел страшный оскал войны. В I мировую он пошел санитаром, также были призваны два его родных брата, погибшие в один день на разных фронтах. И все же писатель обеспокоен в первую очередь судьбой Одессы: "Я люблю города, не похожие на другие. Каждый город, как и человек, должен иметь свой, только ему присущий облик. Мне дороги Киев, Москва — и вот Одесса. Она мне напоминает красивую женщину, нежную и ласковую. И очень больно видеть ее страдания", — вспоминает слова Константина Георгиевича Н. Кружков, сотрудник газеты "Во славу Родины".
Трогательную привязанность к морю Паустовский пронес через всю жизнь. "О чем бы отец ни писал, где бы он ни был, всегда у него появлялся "морской штрих", — свидетельствует сын писателя Вадим. Отец вырезал для него из сосновой коры кораблики, оснащенные по всем морским правилам, с нужным числом мачт и парусов в соответствии с их типами: барк, бригантина, бриг, фрегат и т. д.
Многое из того, о чем мечтал "Доктор Пауст", осуществилось. Была в его жизни страничка, отмеченная вроде бы одной строкой. Что значат две недели в богатой событиями жизни писателя? Однако те, кто прожил с Паустовским эти недели, запомнили их на всю жизнь.
Летом 1937 года Паустовский вместе со своим другом Рувимом Фраерманом (автором "Дикой собаки Динго") отправились в плавание на лодках по Десне. Большие мальчики Костя и Рувим пригласили в плавание 15 (!) школьников, участников литературного кружка московского Дома пионеров. Дом пионеров предоставил для этой поездки кое-какое туристское снаряжение, редакция журнала "Пионер" — небольшую сумму денег. Родители детей не платили ничего. Фактически основные расходы понесли инициаторы путешествия. Но кто думал о деньгах, когда сбывалась мальчишеская мечта! На корме каждой лодки были подняты красные узкие треугольники флагов, а на флагманской — голубой, с инициалами Паустовского.
Флагман экспедиции учил собирать палатки, разжигать костер, готовить на открытом огне пищу, слушать голоса леса и реки. Ребята жаждали разговоров о литературе, но флагман как-то переводил разговор в другое русло. Если вспоминал Багрицкого, то обязательно подчеркивал, что поэт не любил, когда в стихах говорят: "птицы", "деревья", "травы". Поэт или писатель должен знать каждую птицу "в лицо" и по имени.
Флагман продиктовал ребятам список книг, обязательных для прочтения. Там были "Путешествие на корабле "Бигль" Дарвина, записки путешественника Пржевальского, географов Семеновых-Тян-Шанских, геолога Обручева и минеролога Ферсмана. "Тогда же мы — нам было по четырнадцать — шестнадцать лет — впервые в жизни услышали от нашего флагмана имя Ивана Бунина", — вспоминает ставший писателем Сергей Львов много лет спустя.
Ежегодно в день рождения К. Паустовского, 31 мая, на Брянщине проходит литературный праздник "Липовый цвет". Администрация Навлинского района в лице ее главы В.А. Каргина неизменно приглашает всех желающих принять участие в этом празднике. Это событие заслуживает отдельного рассказа.
Упомяну лишь о замечательной сложившейся традиции: в реку запускаются бумажные кораблики, названные в честь произведений Паустовского.
Вот они плывут — белые, оранжевые, голубые, желтые, фиолетовые, а на бортах читаем: "Дождливый рассвет", "Белая радуга", "Золотой линь", "Соранг", "Парусный мастер", "Подарок", "Снег", "Бриз", "Роза ветров", "Телеграмма" и др. Эти кораблики изготовлены юными читателями районной библиотеки им. К.Г. Паустовского.
Каюсь, три кораблика "уплыли" на письменные столы одесситов, верных почитателей мастера, а оттуда — в Черное море.
Гелена СОКОЛЯНСКАЯ.