Одесский еврейский университет. Аудитории, студенты, преподаватели. Вопросы, ответы, оценки, зачетки. Антураж, знакомый многим нашим читателям и многим памятный. Наверняка не ошибусь, если скажу: первую сессию позабыть непросто, сколько бы лет ни отделяло человека от его собственной студенческой поры… Нынешние первокурсники эту сессию еще будут вспоминать — потом. А пока они ее только сдают. В их жизни она и правда первая. А в жизни их вуза — уже просто очередная, но от того не менее ответственная!
Поиск новых форм — в том числе и в таком вроде бы привычном деле как проведение экзамена — здесь, в этом необычном вузе, идет постоянно. Так же, впрочем, как и во всей учебно-воспитательной системе "Тиква"-"Ор Самеах", частью которой является университет. Эта непрерывная цепочка воспитания, обучения, образования начинается еще с детского сада, продолжается в школе, в ее филиалах (их теперь два — на поселке Котовского и в жилмассиве Таирова), в интернатах, которые более чем за 10 лет своей жизни стали настоящим домом для десятков еврейских детей…
Один из самых необычных экзаменов в Еврейском университете уже сдали третьекурсники — будущие социальные педагоги и психологи. На первый взгляд могло показаться, что это капустник или КВН. На самом же деле — действительно экзамен, причем серьезный и ответственный. "Основы сценарной работы" — так называется этот особый курс, в ходе которого сегодняшние студенты осваивают основы своей очень непростой и очень нужной профессии. Написанный собственными силами сценарий и собственными силами разыгранный спектакль — это не просто веселое действо. И сказочные герои, и узнаваемые персонажи, и забавные диалоги — своего рода коллекция характеров, психологических типов, личностных особенностей и фобий.
— Я думаю, что этот экзамен показал не просто знание учебного материала, — уверен директор учебно-воспитательного комплекса "Тиква"-"Ор Самеах" (он же — ректор Еврейского университета) Марк Дреерман. — Конечно, проще было бы оценивать эти знания, если бы студенты просто отвечали по учебнику, но нам очень важно, чтобы они показали себя в творческом плане, раскрылись в нестандартной ситуации, это особенно ценно…
— Марк Григорьевич, будущие психологи продемонстрировали, с какими психологическими типами и проблемами готовятся работать. А как Вы думаете, у тех Ваших студентов, которые сейчас сдают первую в своей жизни сессию, фобии перед экзаменами нет?
— Это зависит от личности, от характера — разные студенты бывают… Вот сегодня я принимал зачет по еврейской литературе у почти 50 человек первого курса. Некоторые, конечно, боялись. Это был тоже не стандартный зачет, когда преподаватель вызывает, а студент докладывает. Это был зачет-семинар, мы практикуем и такие.
— Можно ли сказать, что такие нестандартные подходы к привычным формам обучения — это уже стандарт Еврейского университета?
— Я избежал бы этого слова — "стандарт", оно мне не нравится... Конечно, мы используем и традиционные формы, но их обязательно со временем нужно менять, иначе они превращаются в штампы, которых не хочется допускать.
— Самые старшие студенты Одесского еврейского университета сейчас учатся на четвертом курсе. Можно ли сказать, оглядываясь на имеющуюся уже историю, как за прошедшие годы изменился сам вуз?
— Главная цель остается неизменной — это настоящее образование, настоящее воспитание наших студентов. У нас работают, не побоюсь преувеличения, лучшие преподаватели. Очень большое внимание уделяется и основным вузовским дисциплинам, и целому циклу еврейских предметов — это иврит, традиция, еврейская литература, история…
Если говорить о нашем университете в цифрах, то картина следующая. У нас сейчас около 150 студентов на 4 факультетах. Из них 28 человек уже на четвертом курсе, они будут в этом году впервые в нашей практике получать дипломы бакалавров, к чему усиленно готовятся. Недавно мы получили и разработали темы бакалаврских работ. Это серьезные темы научного характера, мы надеемся издавать сборники научных трудов студентов. Будем, как и принято в хороших вузах, сочетать учебную работу с научной. Это крайне важно, потому что университет без научной базы, научных достижений — это не университет!
— А как уже имеющаяся научная работа сочетается с практикой, без которой образование тоже немыслимо?
— У нас есть серьезная практическая база. Для психологов, педагогов это, конечно, школа "Тиква"-"Ор Самеах", детские сады, все составляющие нашей системы. Практические занятия со студентами проводят наши лучшие педагоги, прекрасные мастера своего дела. Что ж до будущих менеджеров, которых мы в нашем университете тоже готовим, то они проходят практику в различных туристических агентствах, в ведущих одесских гостиницах. Все владеют компьютером, английским языком, ивритом, уже разбираются в менеджменте, так что нам за наших ребят краснеть не приходится! Что касается наших структур, то мы уже "держим под прицелом" нескольких студентов, которым с удовольствием предоставим работу в "Тиква"-"Ор Самеах".
Вообще же нужно особо отметить, что одна из главных наших целей, ради которых и создавался Еврейский университет, состоит в следующем: очень важно, чтобы наши воспитанники — и школы, и особенно интернатов — не оказывались после получения аттестатов "выбитыми" из жизненной колеи. Поэтому практически все воспитанники интернатов поступают к нам — как, впрочем, и многие другие выпускники школы (в этом году их 18 человек). Должен честно сказать, что у некоторых, особенно — интернатских ребят, еще недостаточная базовая подготовка для того, чтобы учиться в вузе…
— А поблажек для своих нет?
— Нет! Это исключено, им надо учиться, и поблажки невозможны. У нас в школе работают специальные курсы по подготовке к вузу. А главное — нам удалось создать подготовительное отделение. Это уже не просто курсы, это факультет, по окончании которого ребята вполне успешно сдают вступительные экзамены.
Мы никого не оставляем на улице, не оставляем этих детей без присмотра. Они живут в нашем общежитии (там есть воспитатели), учатся, то есть они при деле! Этим мы предотвращаем очень многие неприятности в их жизни. Я уверен, это один из главных постулатов нашей, сугубо еврейской системы: человек не должен оказываться без внимания, не должен оставаться один. Этот принцип в нашей работе всегда останется неизменным!
Елена ЛИТВАК.