(Продолжение. Начало в № 542.)
69. Заповедь, повелевающая возвращать потерянное еврею
Сказано в Торе: "Когда увидишь быка своего брата или его овцу заблудившимися, не можешь от них отвернуться; возврати их своему брату" ("Дварим" 22:1).
Если еврей уклонился от того, чтобы возвратить потерянное, то тем самым он не только не исполнил приведенную заповедь, но нарушил и соответствующий запрет. Аналогично, если он присвоил потерянный предмет, вместо того чтобы его вернуть, то, не исполнив данную заповедь, он преступил еще два запрета.
Эта заповедь обязывает возвращать потерянный предмет хозяину, даже если тот прослыл безнравственным человеком. Но вероотступнику из евреев, который демонстративно ест некошерное мясо или публично нарушает субботу, зная, что это запрещено, возвращать потерянную вещь нельзя.
Если чужую вещь нашел тот, кто считает, что ниже его достоинства заниматься поисками ее владельца (и если бы он сам потерял аналогичный предмет, то ничего бы не предпринимал для его поисков), — такому человеку закон разрешает не поднимать предмет, а пройти мимо. Но если он, несмотря на это, все же готов искать хозяина, то тем самым он заслуживает благословения.
Рабену Йона писал: "Если существует заповедь приложить все усилия для спасения достояния, принадлежащего еврею, то тем более мы обязаны постараться спасти его самого в момент несчастья". Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде мужчины и женщины.
70. Заповедь, повелевающая разгрузить животное, лежащее под ношей
Сказано в Торе: "Если увидишь осла твоего врага, лежащего под своей ношей, то не оставляй его: разгрузи вместе с ним" ("Шмот" 23:5), — даже если осел был перегружен.
Такую работу надо делать бесплатно. Тот, чье достоинство не позволяет ему заниматься подобной работой, освобождается от этой заповеди.
Если животное, после того как его разгрузили и снова нагрузили, опять упало, нужно проделать всю работу по разгрузке еще раз и даже сто раз, ибо сказано: "Не оставляй его". Если владелец груза не говорит: "Ты мне больше не нужен", — его надо проводить на расстояние не больше парса (около 4 — 4,5 км), чтобы убедиться, что все в порядке и больше помощь по разгрузке не понадобится. Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде мужчины и женщины.
71. Заповедь, повелевающая помочь ближнему в погрузке поклажи на животное или человека
Сказано в Торе: "Подними их вместе с ним" ("Дварим" 22:4).
Речь идет о погрузке поклажи на вьючное животное. Тот, кто не помог ближнему в погрузке поклажи и прошел мимо, не исполнил эту повелительную заповедь. Впрочем, тот, чье достоинство не позволяет заниматься подобной работой, освобождается от этой заповеди. Однако если в аналогичной ситуации такой человек разгружал бы и нагружал принадлежащий ему груз, то он тоже обязан помочь ближнему. Благословение снизойдет на того, кто помогает разгрузить и нагрузить животное, даже если такая работа ниже его достоинства.
Если необходимо одновременно помочь двум евреям: одному разгрузить груз с животного, а другому нагрузить, то надо сначала помочь разгрузить животное, чтобы оно не страдало. Но если из двух евреев, нуждающихся в указанной помощи, один тебе ненавистен, а другой приятен, то следует сначала помочь именно ненавистному, чтобы преодолеть свои недобрые чувства.
"Ненавистным", о котором здесь говорится, считается тот еврей, который, несмотря на предостережения, нарушает законы Торы. И хотя мы обязаны ненавидеть такого человека, все равно нужно помочь ему с погрузкой и разгрузкой животного, поскольку из-за неполадок с грузом он может задержаться в дороге и тем самым попасть в опасную ситуацию; он достоин того, чтобы его спасли, ибо он верит во Всевышнего.
Хозяин груза должен заплатить за помощь в погрузке, ибо никто не обязан помогать ему бесплатно. Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде мужчины и женщины.
72. Заповедь, повелевающая порицать грешника
Сказано в Торе: "Увещевай своего ближнего" ("Ваикра" 19:17).
Нужно объяснить грешнику, что дурными поступками он в первую очередь вредит себе, что ты упрекаешь его только ради его пользы, помогая ему удостоиться жизни в грядущем мире. Грешника надо порицать все то время, пока он слушает или пока он не полезет в драку, объявив: "Не желаю тебя слушать!" Некоторые мудрецы считают, что достаточно упрекать грешника до тех пор, пока тот не начнет ругаться.
Еврей обязан порицать за нарушение законов даже того, кто занимает более высокое, чем он, положение. Всякий, кто может воспрепятствовать другому совершить грех, но не делает этого, сам будет наказан, как если бы он сам совершил этот грех.
Необходимо порицать грешника — но не унижать его. Со своей стороны, грешник-еврей обязан принять порицание и отнестись к упрекающему с любовью. Наши мудрецы говорили (см. трактат "Шаббат" 40а), что грешником можно назвать даже того, кто умышленно нарушает постановление мудрецов. Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде мужчины и женщины.
73. Заповедь, повелевающая разбирать дела о наследовании земли
Сказано в Торе: "Если кто умрет, не оставив сына, то передайте его надел его дочери" ("Бемидбар" 27:8).
У сына, оставшегося после смерти отца, а также потомков сына есть преимущество перед дочерью в получении наследства. В свою очередь, дочь умершего и все ее потомки имеют преимущество перед отцом умершего. По закону сын-первенец наследует двойную долю земельного наследства отца. Мудрецы постановили, что относительно наследства умершей женщины преимущество перед другими имеет ее муж. Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде.
74. Заповедь, повелевающая "изгонять из гнезда"
Если человек, найдя птичье гнездо с яйцами или неоперившимися птенцами, захочет взять их, то сначала он должен отогнать птицу-мать, ибо в Торе сказано: сначала — "прогони мать", а затем — "детей возьми себе" ("Дварим" 22:7).
Если птица не улетает, надо взять ее за крылья и подбросить в воздух. Если она после этого снова возвращается, то нужно прогонять снова и снова. Если птица летает вокруг и крылья ее касаются гнезда, то надо ее отгонять; но как только крылья перестанут касаться гнезда — прогонять ее не нужно.
Заповедь говорит о найденной случайно по дороге (на дереве или на земле) кошерной птице (той, что годится в пищу еврею) и о таких птенцах, которые еще не умеют летать и нуждаются в матери, а также о яйцах, из которых могут вылупиться птенцы.
Если заповедь нарушена, и еврей взял вместе с птенцами птицу-мать, то на нем все равно остается обязанность выпустить птицу на волю все время, пока она жива. Если он взял вместе с птенцами или яйцами также и птицу-мать, после чего зарезал ее (или она умерла), то тем самым он не только не исполнил эту повелительную заповедь, но нарушил еще и запрещающую. Даже если случайный прохожий выхватил птицу-мать из его рук и отпустил ее или сама птица вылетела у него из рук (против его воли), заповедь все равно считается нарушенной. За неисполнение этой заповеди еврей получает особое телесное наказание — малкот (в наше время суд не может приговорить грешника к наказанию малкот). Тот, кто взял птицу-мать и поранил ей крылья, чтобы она не могла летать, а потом отпустил ее, наказывается малкот мардут. В этом случае он обязан оставить птицу у себя до тех пор, пока у нее не окрепнут крылья, а затем отпустить ее.
Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде мужчины и женщины.
75. Заповедь, повелевающая делать ограду на крыше, а также устранять из дома опасные предметы
Сказано в Торе: "Возведи ограду на своей крыше — и не наведешь крови на свой дом" ("Дварим" 22:8).
Оставляющий крышу своего дома без ограждения не исполняет эту повелительную заповедь. Заповедь касается также всего, что может представлять опасность для жизни; например, вокруг колодца или ямы необходимо сделать ограду высотой в десять тефах (около метра), причем настолько прочную, чтобы она не упала, если на нее опереться. Также запрещено держать в доме злую собаку.
В книге "Сефер Харедим" написано: "Тому, кто, размышляя об этой заповеди каждый день, проверяет, не нужно ли починить или достроить ограду, засчитывается, как если бы он исполнял этот долг каждый день".
Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде мужчины и женщины.
76. Заповедь, повелевающая помнить то, что сделал нам Амалек
Сказано в Торе: "Помни, что сделал тебе Амалек" ("Дварим" 25:17).
Еврей обязан вспоминать об Амалеке и говорить о его преступлениях и кознях против нас, чтобы возбуждать ненависть к нему. Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде мужчины и женщины.
77. Заповедь, повелевающая уничтожить потомков Амалека
Сказано в Торе: "Сотри память об Амалеке" ("Дварим" 25:19). Впрочем, узнать о том, кто является народом Амалека, мы сможем только после того, как придет пророк Элияу и ответит нам на этот вопрос. Только тогда мы сможем, как нам приказано, стереть память о нем из-под небес.
Да удостоит нас Всевышний увидеть приход пророка Элияу и нашего праведного царя-Машиаха как можно быстрее и в наши дни. Амен.
Завершен список всех повелительных заповедей, действующих в наше время. Их число — 77, что совпадает с гематрией (суммой цифровых значений букв) выражения Торы: "Вехаю баэм" — "И живите по ним" — живите по этим законам.
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗАПОВЕДИ
1. Заповедь, запрещающая есть бедренное сухожилие
Сказано в Торе: "Поэтому не едят сыны Израиля сухожилие, которое в бедре" ("Берешит" 32:33). Стих говорит о бедрах обеих задних ног кошерных животных — как домашних, так и диких, а также их эмбрионов.
Существуют две разновидности сухожилий: внутреннее, находящееся непосредственно вблизи углубления берцовой кости, и оставшаяся часть внутреннего сухожилия, расположенная дальше ее углубления, включая все внешние сухожилия с другими жилами и перепонками, а также жир, находящийся на этих сухожилиях. Первую разновидность сухожилий запрещено употреблять в пищу по закону Торы, вторую — по указанию мудрецов.
Съевший бедренное сухожилие от невела (мясо животного, забитого не по законам шхиты) или трефа (мясо кошерного животного, имеющего рану или болезнь, при которых оно не проживет двенадцать месяцев) нарушает два запрета — на бедренное сухожилие и на запрещенное мясо невела и трефа. В соответствии с Устной традицией указанное сухожилие можно использовать в любых других целях (кроме еды). Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.
2. Заповедь, запрещающая делать так, чтобы хамец был виден в доме или владениях еврея в течение всех семи дней Песаха
Сказано в Торе: "Да не будет у тебя видно хамеца (квасного); да не будет у тебя видно закваски во всех твоих пределах" ("Шмот" 13:7). Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.
3. Заповедь, запрещающая оставлять хамец на Песах в доме еврея или его владениях
Сказано в Торе: "Семь дней закваска не должна находиться в ваших домах" ("Шмот" 12:19).
Если еврей умышленно оставил хамец у себя в доме на дни Песаха — например, сделав квасное тесто в Песах, оставил его дома или, купив хамец, намеренно спрятал его у себя, — то тем самым он нарушил два запрета: 1) хамец не должен быть виден у него в доме; 2) хамец не должен находиться у него в доме; поэтому он дважды заслуживает наказания малкот (суд приговаривает к наказанию тридцатью девятью ударами). Но если еврей просто оставил хамец, не уничтожив его до наступления Песаха, то ему, несмотря на то, что он нарушил два упомянутых выше запрета, не полагается малкот, поскольку он не совершил активного действия.
Если хамец, принадлежащий нееврею, находится в доме еврея, принявшего на себя за него ответственность (как за материальную ценность), то он обязан уничтожить хамец. Однако если еврей не взял за него ответственности, то запрета на хранение хамеца нет, поскольку сказано в Торе: "Да не будет у тебя видно квасного" ("Шмот" 13:7) — т. е. у еврея не должно быть видно его хамеца, но не чужого. Впрочем, если нееврей может (в соответствии с нееврейскими законами данной местности) привлечь к суду еврея (у которого пропал взятый на хранение нееврейский хамец), то тогда даже не принявший на себя ответственность еврей обязан уничтожить хамец.
Наши мудрецы запретили извлекать какую-либо выгоду из хамеца, находившегося во владении еврея во время Песаха, как штраф за то, что еврей нарушил два запрета (видеть и хранить хамец в доме). И даже если хамец был оставлен неумышленно, по ошибке, его запрещено использовать. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.
(Продолжение следует.)