На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ШМОТ


На этой неделе приступают к чтению второй книги Пятикнижия Моисеева, книги "Шмот". В ней продолжается повествование, начатое в первой книге, книге "Берешит". Почти все важнейшие основы, на которых строится жизнь отдельного человека, жизнь общества, содержатся в книге "Шмот". К ним относятся Десять заповедей, подробные законы об ответственности за нанесение ущерба, законы основных праздников.

Названия книгам (и недельным главам) даются по первому значимому слову текста. Текст книги "Шмот" и первой главы книги, нынешней недельной главы, которая также называется "Шмот", начинается со слов "Вээле Шмот..." ("И вот имена..."). В переводах на другие языки эта книга получила название "Эксодус" ("Исход") — так назвали ее в переводе Торы на древнегреческий.
В недельной главе "Шмот" ("Имена") рассказывается о дальнейшем пребывании евреев в Египте после смерти Йосефа и его братьев. Евреи размножились и окрепли. Египтом стал править новый фараон. И, чтобы сыны Израиля не усилились, решено было обратить их в рабство. Израильтян стали принуждать к тяжелым работам в пользу государства, но они продолжали множиться. Тогда фараон приказал всех новорожденных мальчиков топить в реке.
В это время, 7 адара 2368 года от сотворения мира (1392 г. до н. э.), у Амрама из колена Леви и его жены Йохевед родился сын. Чтобы его не утопили, мать уложила младенца в корзину, обмазанную глиной и смолой, и пустила в реку Нил. Купавшаяся дочь фараона услышала детский плач и приказала выловить корзину и раскрыть. Поняв, что это еврейский мальчик, принцесса сжалилась и усыновила ребенка, дав ему имя Моше.
Мальчик отказывался от молока египтянок, и пришлось нанять еврейскую кормилицу. Ею оказалась настоящая мать ребенка, Йохевед, от которой Моше узнал, что он еврей. Она передала ему традиции народа, заложенные праотцами, и рассказала о предсказании, передаваемом из поколения в поколение, согласно которому сыны Израиля будут освобождены от рабства и покинут Египет.
Когда Моше подрос, он получил образование, доступное только детям египетской знати. Он овладел науками, основанными на представлениях о мире, управляемом множеством божеств, которые действуют посредством сил природы. Однако эти знания не повредили его духовному уровню, так как он всегда хранил веру в Единого Б-га. Во всем, чему его учили, Моше видел информацию о мире, сотворенном Единым Б-гом, а рассказы об идолах воспринимал как детские сказки.
Когда подрос Моше, вышел он к братьям своим, увидел их тяжкий труд и увидел, как египтянин избивает раба, одного из братьев его. Моше впервые увидел страдания евреев и не мог вынести этой картины. Дворцовое воспитание не оказало никакого влияния на привязанность Моше к своему народу и на его чувство милосердия — свойства, привитые ему с детства матерью, Йохевед. И убил Моше египтянина. Узнал об этом фараон и приказал казнить Моше. Но Моше чудесным образом удалось бежать в страну Мидиан. Там он женился на Циппоре, дочери мидианского жреца Итро.
Однажды Моше пас стадо своего тестя и зашел далеко в пустыню. Он подошел к горе Хорив (Синай), и тут явилось ему дивное видение. Он увидел густой терновый куст, который был охвачен пламенем и горел. Горел, но не сгорал. И услышал он голос Всевышнего из огня. Б-г поручил Моше вывести народ из египетского плена.
В этой недельной главе начинается рассказ о том, кого можно назвать отцом всех пророков, руководителем и учителем народа, которого Рамбам называет "лучшим из всего рода человеческого". Моше не только вывел сынов Израиля из Египта, но и привел их к горе Синай, научил быть свободным народом, освященным истинной верой и стремлением к праведности и справедливости.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.