Так рассказывает Агада: когда Шломо взял в жены дочь фараона Нехо, царя египетского, сошел с небес архангел Михаил и вбил столп в Средиземное море, у устья одной из рек. Со временем вокруг столпа утвердились земля и камни, возник огромный лес, а потом на этом месте вырос великий Рим.
В день, когда Иеровоам воздвиг двух золотых тельцов (в городах Бет-Эль и Дан), для того чтобы отвратить евреев от паломничества в Иерусалимский Святой Храм, Ромул и Рем явились на место будущего Рима и построили первые две хижины.
Еще рассказывают: когда раббан Гамлиэль, рабби Элиэзер бен Азария, рабби Иеошуа и рабби Акива подошли к Храмовой горе, увидели они лисицу, выходящую из норы в том месте, где некогда находилась Святая Святых. Они заплакали, и лишь рабби Акива рассмеялся. Свой смех он объяснил так: "Теперь я вижу, что скоро исполнится пророчество Захарии, сказавшего: "Вновь появятся старцы на улицах Иерусалима (...) и наполнится город играющими детьми".
1. ТОРА О ВРЕМЕНИ
Череда времен
В десятый день месяца Тишрей 2449 года Моше во второй раз сошел с горы Синай, неся Скрижали Завета. Скрижали были символом дарования Торы и знаком того, что Б-г простил евреям грех поклонения Золотому тельцу. С тех пор этот день навечно стал днем искупления вины, Йом-Кипуром, днем, когда принимается раскаяние и прощаются грехи.
Вернемся на несколько месяцев назад. День 15-го Нисана 2448 года принес долгожданное спасение евреям, жившим в Египте. То был вечер Исхода, начавшийся с того, что евреи ели в своих домах мясо пасхальной жертвы, предварительно окропив ее кровью входные двери, как повелел Г-сподь. Когда настала полночь, умерли все первенцы в Египте. Именно в этот момент выбежал фараон на улицу и закричал, что евреи — все евреи! — свободны. С тех пор Песах навечно остается днем полного освобождения.
Еврейские религиозные праздники — это не только воспоминания о событиях древних времен. Если бы мы отмечали их только как память, то можно было бы перенести день праздника, присоединить его к выходным дням, как теперь часто поступают с гражданскими праздниками. И дело не только в том, что такой перенос был бы святотатством и непростительным нарушением Алахи, еврейского закона, а в том, что исчез бы смысл праздника. Только в Шаббат нисходит святость на наш мир, только в Йом-Кипур возможно всепрощение, освобождение возможно только в Песах, и только в Шавуот открывается нам священная суть Торы. Власти или составители календарей могут поступать с датами по своему усмотрению, но неизменным и неподвластным никаким изменениям остается Б-жественный порядок смены времен... Каждый праздник несет с собой особую форму святости, и каждый человек может постичь и ощутить ее — конечно, в той мере, в какой душа его приобщилась к величию Г-спода. Однако и не достигшие этих вершин могут соблюдать праздничные ритуалы, сознавая, что им тоже отведена важная роль в Б-жественном замысле, что их добрые дела не напрасны и что особая святость, источаемая каждым днем праздника, проникает в их души, хотя сами они, быть может, и не всегда осознают это.
Есть время для радости и время для размышлений, время праздника Шавуот, когда яснее и легче постигает еврей суть Торы, и время праздника Песах, когда он может освободиться от порабощающих его внутренних и внешних сил. Созданное Б-гом время, в которое погружена наша жизнь, — это не череда похожих друг на друга дней, которые отличаются лишь погодой или временем года.
Например, в Шаббат еврей устремляется к новым высотам веры и вершинам духа, ибо это день, о котором сказано: "(Шаббат) знак вечный между Мной и сыновьями Израиля, потому что шесть дней творил Г-сподь небо и землю, а в седьмой день перестал (творить) и отдыхал" ("Шмот", 31:17).
Время испытаний
Но есть и другие времена — скорби, печали и траура, омываемые слезами с первых дней еврейской истории. Сорок дней от начала месяца Тамуза до девятого Ава — время испытаний, опасности и дурных предзнаменований. В эти сорок дней Моше послал двенадцать лучших мужей из каждого колена, чтобы осмотреть землю Ханаана, узнать, хороша ли она, ощутить ее святость и тем самым не дать разразиться тем бедствиям, что таили в себе эти сорок дней.
"Если благоволит к нам Г-сподь, то введет нас в эту землю и отдаст ее нам — землю, текущую молоком и медом. Только не возмущайтесь против Г-спода и не бойтесь жителей той земли, ведь они снедь для нас, ушла защита их. С нами же Г-сподь, не бойтесь их" ("Бемидбар", 14:8-9).
Время бедствий
Но впустую прозвучало предупреждение Моше, и поэтому изменился ход еврейской истории. Если бы посланные в землю ханаанскую оказались достойными своей задачи, если бы народ внял речам Иеошуа и Калева и остался верен Г-споду и Моше, была бы навсегда уничтожена опасность, таящаяся в этих сорока днях. Народ Израиля, ведомый Моше, вступил бы в Эрец Исраэль, построил Святой Храм, на Земле установилось бы царствие Машиаха — полное освобождение, которого мы ждем по сей день.
Но случилось по-другому: восьмого Ава посланцы вернулись со словами, отнявшими у евреев всякую надежду. И плакал народ в ту ночь: "Лучше бы умерли мы в земле египетской или в этой пустыне. К чему Г-сподь ведет нас в ту землю, чтобы мы пали от меча?.. Назначим же начальника и возвратимся в Египет" ("Бемидбар", 14:2-4).
Рабби Иоханан говорил, что тот день был кануном Тиша беАв. Всевышний, да благословится Его Имя, сказал: "Напрасно вы рыдали. Теперь я установлю это время для плача во всех поколениях".
Из того, как возникло представление о том, что Второй Храм был разрушен именно девятого Ава, а не в какой-то другой день, можно увидеть мрачную, зловещую природу этого дня. То, что Первый Храм был разрушен девятого Ава, известно из Танаха, так говорит Талмуд. Но откуда нам известна точная дата разрушения Второго Храма? Талмуд отвечает: это нам известно из такого принципа: добро совершается в дни, отмеченные заслугами, бедствия же приходятся на дни наших проступков — наших и наших отцов. Отсюда ясно, что не нужно искать исторические факты для подтверждения точной даты разрушения Второго Храма. Такое могло случиться лишь в день, навечно предназначенный для слез, Тиша беАв.
2. ТИША БЕАВ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ
Эпоха античности
В Тиша беАв произошло пять событий.
1. Было решено, что народ Израиля, блуждающий в пустыне, не войдет в Обетованную Землю.
2 и 3. Были разрушены Первый и Второй Храмы.
4. Был завоеван еврейский город Бейтар, а все его жители — убиты. Это бедствие по силе было равно разрушению Храма.
5. В этот день, предназначенный для возмездия, римляне приказали вспахать землю, на которой некогда стоял Храм.
Так исполнилось предсказанное пророком ("Иеремия", 26:18): "Распахан будет Сион подобно полю".
Список, который мы привели, взят из книги "Мишне-Тора" Рамбама, представляющей собой сжатое изложение Закона. Ни одно слово в ней не употреблено случайно. Несметное количество комментариев было написано на эту книгу, многие законы были выведены даже из незначительных, на первый взгляд, добавлений или умолчаний текста. Рамбам прекрасно владел словом, но в "Мишне-Тора" он не прибегал к искусным рассуждениям. Перечислив первые четыре бедствия, павшие на этот день, Рамбам говорит (и слова его подобны стону вековой печали, вырывающемуся из груди еврея): "В тот день, предназначенный для возмездия". Он как бы говорит нам, что это последнее бесчестье, святотатство, бесстыдное и неотомщенное — приказать распахать землю, где находилась когда-то Святая Святых, осененная Б-жественным присутствием; где Авраам готов был по слову Г-спода принести в жертву Ицхака; куда весь народ Израиля восходил по нескольку раз в год, чтобы проникнуться святостью, — это зло могло произойти лишь в Тиша беАв.
Испания
Но это было лишь начало. Еще один Тиша беАв — на этот раз в 5553 (по европейскому летоисчислению — в 1492-м) году — отмечен одним из самых постыдных деяний в истории. В тот день испанские евреи обязаны были или обратиться в христианство, или оставить Испанию. Лишь один из них был избавлен от мучительного выбора — дон Ицхак Абарбанель, знаменитый комментатор Торы и государственный деятель, министр финансов Испании, спасший расточительную королевскую семью, Фердинанда и Изабеллу, от банкротства. Он был слишком нужным человеком, чтобы лишиться его услуг. Но Абарбанель с презрением отверг "великодушие" своих повелителей. Более того, он пытался убедить их отменить страшное распоряжение, но это ему не удалось. И тогда он повел за собой 75 тысяч евреев, которые перешли границу Испании в день Тиша беАв. Интересно, что раввины разрешили евреям играть на музыкальных инструментах во время того пути, несмотря на существующий запрет веселиться в течение трех недель, предшествующих Тиша беАв. Они постановили, что будет мицвой поддержать дух народа и воздать должное мужеству евреев, которые оставили все и без страха, во славу имени Всевышнего, приняли голод, нужду и болезни враждебного мира.
Фердинанд, Изабелла и их злобный наставник Торквемада были уверены, что дух евреев сломлен, поскольку они изгнаны из страны, где пережили свой золотой век, где наслаждались богатством и всеми прелестями цивилизованной, культурной жизни. Они считали, что доказали евреям, будто Хранитель Израиля спит и не видит их страданий. Они ошиблись. Абарбанель и те, кто последовал за ним, хорошо знали значение дат еврейского календаря. Ведь то был Тиша беАв, день, предназначенный для возмездия.
Г-сподь не отвернулся от них, Он вспомнил Своих заблудших детей, ибо только Он Один мог в самый короткий срок развеять славу веков испанского еврейства в этот памятный бедствиями день.
Европа
Первая мировая война началась в день Тиша беАв. По своим сегодняшним последствиям первая мировая война была не менее важной, чем вторая. Обычно, говоря о трагедии, люди имеют в виду вторую мировую войну, и действительно, еще не найдены слова, чтобы описать весь ужас страданий и утрат, принесенных ею. У евреев же существует несколько другая шкала оценок. Святой Храм сгорел дотла десятого Ава, но мы отмечаем девятое, потому что в этот день был зажжен огонь, разрушивший его. Нельзя преуменьшать значение событий второй мировой войны, однако, прослеживая историю истерзанного болью века в ее развитии, мы неизбежно приходим к выводу, что пламя, бушующее и по сей день, вспыхнуло в первую мировую войну и что именно она стала поворотным моментом в формировании судеб еврейского народа, определила пути, по которым он идет сейчас.
Вторгшись в Восточную Европу, немецкие войска смели еврейские общины, разрушили тщательно отстроенное, веками возводимое здание еврейской культуры. В стене традиции появилась брешь, и сквозь нее устремилось все, что противостояло Торе и ее законам: так называемое просвещение, большевизм, социализм, национализм. Из обширной территории, занятой немцами, были за несколько лет высланы фактически все знаменитые раввины. Рабби Хаим Соловейчик, Хафец-Хаим, рабби Хаим Озер Гродзенский — вот лишь некоторые из многих, чья паства на долгие годы осталась без духовных лидеров. Города были опустошены, и десятки тысяч евреев превратились в бездомных беженцев.
Неудивительно поэтому, что война нанесла евреям не только материальный, но и духовный урон. Раввины, потерявшие былой авторитет, крупные общины, пораженные нищетой, большевистская революция и "железный занавес", скрывший от мира три миллиона евреев России, упадок политической и экономической жизни в Германии и появление злого духа по имени Гитлер — все это, и не только это, наследство первой мировой войны.
В более глубоком смысле — подобно тому, как вторая мировая война была следствием первой, так и первая мировая война была следствием более давних времен, ибо она разразилась в Тиша беАв, в день, предназначенный для наказания. Страдания и горе века — это все тот же повторяющийся в истории день Тиша беАв.
Из книги рабби Носсона ШЕРМАНА
"Вечность и суета".
(Продолжение следует.)