На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

АХАРЭЙ МОТ И КЭДОШИМ


В эту неделю читаются две главы из книги "Ваикра". Называются эти главы "Ахарэй мот" и "Кэдошим". В главе "Ахарэй мот" даны законы Йом-Кипур, законы употребления в пищу мяса, а также дан запрет кровосмесительства. Глава "Кэдошим" продолжает говорить о требовании Всевышнего хранить морально-нравственный облик и оберегать душу от осквернения.
Глава "Кэдошим" занимает одно из центральных мест в книге "Ваикра". Мудрецы называли эту главу сущностной стороной закона и говорили, что большинство законов Торы изложено в этой главе.
Можно сказать, что здесь повторяются Десять Заповедей. Как и в Десяти Заповедях, законы даются в сжатой и точной форме, выражения настолько емкие, что раскрывают не только требования Торы, но и глубинный смысл повелений Всевышнего.
Пять последних заповедей из десяти, начертанных на Скрижалях Завета (обязанности по отношению к ближнему), на протяжении столетий были разъяснены мудрецами и стали неотъемлемой частью всех законов. И тех, которые мы относим к гражданским, и тех, которые мы относим к уголовным.
Давая нам законы отношения к ближнему, Тора повелевает: "Люби ближнего, как самого себя" ("Кэдошим", 19:18).
Да, именно в "Кэдошим" сказаны эти слова. Р. Акива говорил: "Это великий закон Торы". Он считал этот закон основополагающим потому, что человек, стремящийся любить своих собратьев, как самого себя, избежит всяких прегрешений и всегда будет помнить о заповедях Торы.
Тот, кто любит ближнего, как самого себя, не обманет ближнего, не обидит его словом, не будет разносить сплетни о нем, а будет говорить о нем дружелюбно, обрадуется его удаче, как своей собственной, сделает для него все то, что сделал бы для самого себя.
Заповедь любить ближнего — основа всех заповедей, касающихся взаимоотношений человека со своими ближними, ибо, выполняя ее надлежащим образом, мы будем соблюдать и большинство других заповедей Торы.
Рассказывают, что римский солдат пришел к мудрецу Шамаю с требованием: "Объясни мне всю Тору, пока я буду стоять на одной ноге!"
Человек не может познать до конца Тору за время всей своей жизни, и уж никак не поймет ее за то время, пока стоит на одной ноге. И Шамай прогнал римлянина.
Тогда римский солдат пошел к другому знаменитому мудрецу, Гилелю, и повторил слово в слово свое требование: "Объясни мне всю Тору, пока я буду стоять на одной ноге!"
"Слушай! — ответил Гилель. — Не делай другому того, что ненавистно тебе! Иди и учись!"
То есть в этой одной фразе — вся Тора. Все остальное — пояснение к этому принципу. Теперь ступай учить скрытые в этом принципе значения и вытекающие из него следствия.
В действительности Гилель преподал римлянину основной принцип Торы: "Люби ближнего, как самого себя". Но сказал только об одной стороне: нельзя делать другому то, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе. Гилель не сказал о предписанной Торой заповеди делать другому добро, как самому себе, ибо думал, что ее выполнение было бы слишком трудно для римлянина.
Что требует от нас заповедь любить ближних так же, как самих себя?
Согласно мнению одного из великих еврейских мыслителей — Рамбана, Тора не обязывает человека любить других абсолютно точно так же, как он любит самого себя, ибо это невыполнимо. Эта заповедь велит нам поступать с ближними своими и ради них точно так же, как поступили бы мы по отношению к себе. Мы должны помогать им деньгами или личным участием, когда они попадают в нужду, оказывать им услуги, давать добрые советы, уважительно и заботливо относиться к ним и к их собственности (точно так же, как к себе и своей собственности). Разделять с ближними их радости и печали, обращаясь с ними так, как мы обращались бы с самими собой (или как мы бы хотели, чтобы они обращались с нами, окажись мы в их положении). Чтобы соблюдать эту заповедь, мы должны разрушить в своем сердце все преграды, воздвигнутые завистью и недоброжелательством.

* * *
Тора заключает эту заповедь словами: "Я — Б-г". "Люби ближнего своего как самого себя: Я — Б-г". ("Кэдошим", 19:18). Это означает, что мы должны быть среди тех, кто любит Всемогущего и своих собратьев, ибо на самом деле они есть одно — Всемогущий и народ Торы неразрывно связаны воедино. Поэтому тот, кто любит ближних своих, любит и Его.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.