На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ГИБЕЛЬ И СПАСЕНИЕ


(Продолжение. Начало в № 550.)

4. ТРИ ВОЗМОЖНОСТИ

Трижды за историю человек был близок к достижению цели, предназначенной ему Б-гом: когда был создан Адам, когда народ Израиля получил Тору, когда были посланы разведчики в Эрец-Исраэль. И каждый раз силы зла становились на пути человека к совершенству и добру: Адам вкусил плоды древа познания; через 6 недель после вручения Торы на Синае евреи танцевали вокруг Золотого тельца; посланцы в Эрец-Исраэль вернулись с рассказами, от которых народ заплакал.

Радость в обмен на слезы

Любовь к родной земле мудрецы относят к самым возвышенным чувствам. Во все времена мы найдем примеры проявления этой любви. Бесчисленные жертвы, на которые люди любой национальности идут, чтобы защитить кусочек земли, называемой ими домом, неизменно вдохновляют все последующие поколения.
На языке Священного Писания чувство любви и привязанности описывается выражением "нашел любовь в чьих-то глазах", завоевал любовь. Человек видит глазами, хотя осознает увиденное разумом и любит сердцем. Так что лишь глаза человека — окно, через которое проникают добро и зло.
Народ Израиля хотел увидеть свою землю, именно увидеть, ибо по-другому он ее не мог полюбить. Поэтому Моше выбрал 12 самых достойных мужей и назначил их посланниками всего народа. Эти люди должны были исследовать землю, предназначенную сынам Израиля. Они должны были стать глазами народа. Ведь они были первыми, кто увидел красоту, и изобилие этой земли, и, прежде всего, ее святость. Скажем так: они и народ, пославший их, должны были испытать страстное желание увидеть землю, обещанную Б-гом Аврааму, Ицхаку и Яакову, благословенную Г-сподом землю, по которой их отцы и деды тосковали в Египте. Но разведчики, посланные Моше, вернулись с рассказами, вселившими страх в тех, кто их ожидал.
Они ходили и смотрели, но глаза их не видели ничего. Им мешала видеть завеса материального мира. Они были напуганы военными укреплениями, но не поняли того, что в глазах Г-спода все, ими увиденное, — не больше, чем игрушечные солдатики, вооруженные спичками. Встретив многочисленные похоронные процессии, разведчики решили, что та земля убивает всех, кто на ней живет. Им даже не пришло в голову, что это Б-г насылает смерть на ханаанцев, чтобы те не обратили внимания на разведчиков.
Посланцы закончили свой ужасный рассказ. Не радость и любовь к земле, к своей земле светились в глазах евреев. Слезы затмили их глаза, слезы сожаления о том, что они не остались в Египте, а вышли в пустыню, чтобы идти в неведомую, неродную землю. Землю, которую они не жаждали получить.

Утраченная возможность

Вместо того чтобы идти предназначенным путем, евреи выбрали окольную дорогу. Тысячелетия понадобились им, чтобы пройти ее. Г-сподь вывел Свой народ из Египта, но это было лишь началом. После Исхода должно было последовать недолгое пребывание в пустыне Синая. Получив Скрижали Завета, евреи были обязаны войти в Эрец Исраэль. Однако они отказались войти в Обетованную Землю. По воле Г-спода поколение вышедших из Египта утратило эту возможность, и поэтому завоевание Эрец Исраэль, происшедшее в следующем поколении, было не столь окончательным, как Исход. Возможность оказалась утраченной, дар — непринятым. И все — из-за напрасных слез!
Если бы они доверились Г-споду и последовали за Моше, весь народ, ведомый Б-гом, вошел бы в землю Израиля. Они бы построили вечный Храм, которому не грозило разрушение, каждый сидел бы у своей лозы, под своей смоковницей, не страшась изгнания, конца которого мы ожидаем по сей день. Но еврейский народ не доверился Г-споду, не подчинился Ему полностью, а потому, хотя и покинул Египет навсегда, лишь недолгое время жил в своей земле.
"И презрели они желанную землю, не поверили Его слову. Возроптали в своих шатрах, не слушали голоса Г-сподня. И поднял Он Свою руку, чтобы низложить их в пустыне. Низложить их племя в народах и рассеять их по странам" ("Теилим", 106:24-27).
В ту ночь они напрасно проливали слезы. С тех пор ими пролиты океаны слез, но глаза не высохли.

5. НАКАЗАНИЕ И ЕГО ПРИЧИНА

В поисках причины

Три пророчества начинаются со слова "эйха" (в переводе — "увы", переводится и словом "как": "Ой, как же мне..."). Моше говорил: "Ой, как же мне одному носить ваши беды" ("Дварим", 1:12). Ишайя говорил: "Увы, сделалась блудницей верная столица" ("Ишайя", 1:21). И Иеремия говорил: "Как одиноко сидит город" ("Эйха", 1:1). Моше видел свой народ в зените славы, Ишайя был свидетелем его бурного развития, а Иеремии довелось увидеть его позор.
Мы часто забываем об исторической подоплеке событий сегодняшнего дня. Причины того, что произошло сегодня, люди склонны искать в дне вчерашнем, забывая при этом, что для формирования каждого отдельного человека, а тем более — целого народа, требуются многие поколения и многие века. Можно ли получить правильное представление о современных сефардских евреях, не изучив Йемен и Марокко XIX века? Можно ли понять, что представляют собой ашкеназские евреи, не имея представления о жизни в черте оседлости в России?
Как уже сказано, вся история человека определяется его попытками достичь предназначенной ему цели: каждый неверный шаг на этом пути отдаляет нас от цели и увеличивает расстояние, которое каждому из нас придется пройти в своем духовном развитии только для того, чтобы вновь вернуться к месту, где ему довелось оступиться.
Нам часто приходится читать о благочестии и достоинствах прежних поколений, не очень от нас далеких, например, поколении наших бабушек и дедушек. Возможно, они были не слишком образованны, но верили в Г-спода так же безоговорочно, как верим мы в то, что стоит повернуть кран — и польется вода. Доводилось нам читать и о великих учителях Торы, которые силой разума покоряли море талмудических знаний, подобно мореплавателям на хорошо оснащенных океанских судах. Мы сравнивали их с теперешним поколением, плетущимся по этому морю в жалких шлюпках со сломанными веслами. Можно прочесть о праведниках, наделенных такой силой духа, что она озаряла их лица, затмевая блеск солнца. Кто сравнится с ними сегодня? В какой-то мере нашим сегодняшним несовершенством мы обязаны эмансипации, принесенной наполеоновскими войнами европейскому еврейству, которое — независимо от того, эмигрировало оно в Америку или осталось жить на берегах Дуная, Темзы или Сены, — уверовало, что золотой век наступит и без Торы.
Мы шли бесчисленными неверными путями, и теперь нам предстоит вернуться к мудрости Хатам-Сойфера, рабби Акивы Эйгера, Баала Шем Това и Виленского Гаона. Каждый из нас должен признать, что корни сегодняшних событий уходят далеко-далеко в прошлое. И так было всегда.
В конечном итоге, большая часть нашей истории, гораздо большая, чем представляется нам, была записана уже на песках Синая в дни юности нашего народа.
"Отцы наши грешили, их уже нет, а мы несем наказание за их беззаконие" ("Эйха", 5:7).
В языке Писания для обозначения проступка есть два слова. Одно означает нечаянный проступок, в то время как второе означает грех, совершенный умышленно. Иеремия (а книга "Эйха" и есть "Плач Иеремии") как бы говорит: "Возможно, наши отцы грешили неумышленно, но из их грехов родились другие, и на нас, их потомках, теперь лежит бремя ответственности за грехи преднамеренные". Если бы тогда в пустыне евреи остались верными своей цели, нам бы не пришлось испытать ужасы изгнания. Если бы два столетия назад еврейская история пошла по другому пути, жизнь евреев сегодня выглядела бы совершенно иначе. Например, если бы еврейские иммигранты, прибывшие в Америку в конце XIX века, основали новые иешивы, три поколения еврейской молодежи не были бы потеряны для Торы.
Жившие до нас грешили лишь по заблуждению или из-за того, что слишком мало задумывались о будущем. Но из множества их мелких грехов выросла непреодолимая преграда для всех, кто по сей день остается верным Торе.

Народ, отринувший учителя

Корни многих событий нашей теперешней жизни уходят далеко в историю, к тому дню, когда Итро предложил Моше избрать себе помощников и назначить десятников, сотников и тысячников. С тех пор Моше не надо было целыми днями судить и наставлять свой народ, выступая посредником между людьми и Б-гом. Безусловно, идея Итро была разумной и логичной. Моше и сам говорил: "Не могу я один носить вас (...) Как же мне одному носить ваши затруднения, ваши тягости и ваши распри?" ("Дварим", 1:9, 12). Моше рассказал евреям о предложении Итро, и те ответили ему: "Хорошо, что ты решил так сделать" ("Дварим", 1:14). Что же, это был очень мудрый ответ... Еще один неумышленный грех, породивший горький плод для многих будущих поколений.
Комментаторы говорят, что Моше произнес свои слова в качестве упрека, ведь и сама книга "Дварим" начинается с упрека Моше своему народу: "Вы должны были ответить мне: "Моше, учитель наш, у кого нам лучше учиться: у тебя или у твоего ученика? Разве нам не лучше учиться у тебя?" (Раши). Совет Итро был логичен и прост, но, выбрав простое решение, люди лишили себя живого слова и живого влияния своего учителя. Ни один из смертных не в состоянии оценить, каким образом это решение повлияло на формирование еврейского народа за 40 лет его скитания по пустыне. Может быть, выслушав слова посланных в Землю Израиля, они не принялись бы горько сетовать и плакать. Может быть, они не стали бы глухими к словам и наставлениям Моше.
Однако они приняли предложение Итро, и через 40 лет Моше упрекнул их в этом. Согласившись с Итро, они показали, что не понимают величия Моше, а значит, изначально не были достойны его учения.
Неужели в том, что трое из пророков употребляют слово "эйха" ("как", "увы"), заключено простое совпадение? Все три пророчества связаны между собой. Моше не мог один нести бремя своего народа, и народ позволил другим учителям взять его бремя на себя. Евреи оказались недостойными того величия, которое принадлежало бы им по праву, если бы они настояли на том, чтобы Моше остался единственным их учителем. Вот почему духовное развитие еврейского народа сразу же замедлилось и, в конце концов, пошло на спад, породив "блудницу" из пророчества Ишайи и одинокую, покинутую вдову из пророчества Иеремии.

Неправедные поступки порождают врагов

Следствием нечаянного проступка сынов Израиля были пороки, которые, в конце концов, привели всю нацию к падению. Неправедные дела еврейского народа, в свою очередь, становились семенем, которое порождало их врагов.
Вот два отрывка из Талмуда.
"В день, когда Шломо взял в жены дочь фараона Нехо, царя египетского, сошел с небес архангел Михаил и вбил столп в Средиземное море. Потом на этом месте появилась земля и возник огромный лес, на месте которого вырос великий Рим".
"В день, когда царь Иеровоам воздвиг двух золотых тельцов в городах Бет-Эль и Дан, чтобы отвратить евреев от паломничества в Иерусалимский Святой Храм, Ромул и Рем пришли на место будущего Рима и построили первые две хижины".
Речь в этих двух отрывках идет не об истории возникновения Рима как государства и не о том, когда были построены первые дома на территории будущего города. Цель приведенных рассказов — объяснить, почему римляне разрушили Второй Храм и обрекли еврейский народ на изгнание, длящееся вот уже более девятнадцати веков.
Между народом и вождями существует неразрывная тесная связь. Народ, недостаточно верующий в Б-га, увлекает за собой и своих пастырей. Так было, когда достойные мужи, посланные Моше в Землю Израиля, лишились и своей веры, и своего положения.
Чтобы правильно понимать Танах, нужно помнить об одном правиле: поступки людей тех далеких времен оцениваются по критериям неизмеримо более высоким, чем те, что применяются к нам (см. предисловие к "Книге Рут"). Только согласно тем критериям их грехи можно назвать грехами. Тем не менее, их поступки оказали большое влияние на судьбу последующих поколений. Женившись на дочери египетского фараона, царь Шломо совершил грех, в котором отразились проступки его народа. Устанавливая золотых тельцов, царь Иеровоам руководствовался политическими мотивами. Постоянные паломничества из его земли, где жили десять колен, в Святой Храм в Иерусалиме ставили под угрозу власть, полученную после мятежа. Чтобы оградить свою власть, царь попытался нарушить уклад духовной жизни своих подданных. Одобрив столь бесстыдный поступок, евреи показали, что они, подобно царю, не свободны от дурных побуждений. Поступки Шломо и Иеровоама породили грехи всего народа. Из-за того, что евреи грешили, Г-сподь создал римское государство. Из-за того, что евреи не прислушивались к словам мудрецов и пророков, Рим стал могущественным властителем и орудием их уничтожения.

Из книги рабби Носсона ШЕРМАНА
"Вечность и суета".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.