(Окончание. Начало в № 550.)
8. СВЕТ ИЗ ТЬМЫ
"И сказал Б-г Израилю в видении ночном" ("Берешит", 46:2).
Ни с Авраамом, ни с Ицхаком Б-г не говорил в ночном видении, как с Яаковом. В тот момент Яаков, другое имя которого — Израиль, решил покинуть Обетованную Землю и начать долгую жизнь в изгнании. Яаков страшился изгнания — и не напрасно: в конце концов, когда оно кончилось, его потомки опустились до 49-й ступени нечистоты и почти не отличались от египтян.
Все мы знаем, что произошло с Яаковом в эту ночь. Б-г явился нашему праотцу "в ночном видении", чтобы показать ему: да, евреи могут потерять свою землю, но Б-га они не потеряют никогда. Так и произошло. "В Вавилонском изгнании Шехина была с нами".
Яаков, патриарх первого поколения, жившего в изгнании, составил "Маарив", вечернюю молитву, чтобы показать своим сынам, что изгнание подобно вечеру. Ведь что такое вечер? Это завершение одного дня, одних суток, и начало следующих.
Вечерняя молитва символизирует заключительную стадию жертвоприношения в Храме, которое, начавшись днем, обычно заканчивалось ночью. В этом заключена вечная мудрость: сохраняя верность Торе в самые светлые периоды своей истории, то есть ярким днем, евреи и в темноте ночи не прерывают своей связи с Б-гом.
Но это еще не всё
"Не радуйся моему несчастью: хоть я и упал, но встану, хоть и сижу во мраке, Г-сподь будет моим светом" ("Миха", 7:8).
"Если б я не упал, то не смог бы подняться. Если бы я не был во мраке, Он не стал бы для меня светом" (Мидраш).
В самом начале этого обзора говорилось о том, что в году есть времена, наделенные особым смыслом. Период сорока дней, которые мы отсчитываем с начала месяца Тамуз, а особенно день Тиша беАв — время величайших трагедий и катастроф в истории еврейского народа. Но уже в самой трагедии заложены семена спасения, ибо "падение заключает в себе возможность подняться", поскольку нельзя подняться, не упав перед этим. Тьма приходит, но она лишь прелюдия к рассвету.
Мидраш говорит, что в тот день, когда был разрушен Храм, родился Машиах.
Родившийся 9-го Ава
Храм разрушен. И тут же пала завеса материального мира. По воле Б-га пришел черед яркой вспышки света, которая заставляет раскрыться глаза, не видевшие ранее присутствия Б-га.
По нашей традиции днем рождения Машиаха считается 9-е Ава. И это не случайно, ибо даже самая мрачная трагедия таит в себе урок, несущий спасение. Так семена спасения заложены в самой трагедии.
Почему Моше послал разведчиков искать добрые предначертания именно в те 40 дней, которые наиболее благоприятны для совершения дурных предначертаний? Потому что в величайшем из зол скрыты семена величайшего добра.
Всякая посредственность слаба, а потому не опасна. Силы зла выбирают великие дни, те, в которых возможность добра больше, чем в других. Вот почему эти недобрые силы выбрали день 9-го Ава. Однако заключенное в этом дне еще полностью не раскрыто, а потому в будущем дню Тиша беАв предназначено стать самым радостным из всех праздников. Но это будет лишь тогда, когда Машиах вернет мир к праведности Адама и когда Израиль искупит грехи своих предков в пустыне.
В начале Творения только что рожденная земля была "пустынна и безвидна, тьма была над бездной, и дух Б-жий парил над водою" ("Берешит", 1:2). "Дух Б-жий — дух Машиаха", — сказано в "Берешит Раба". Земля была "пуста и безвидна" — это тьма и хаос, которые еще не осенены чудесным благом света и жизни. Но дух Машиаха жил уже тогда.
Тот, кто преисполнен святости более остальных, кому предназначено увенчать Творение, тот может существовать в хаосе и тьме. Тот может выжить в любой трагедии — и остаться человеком. Чем ничтожнее время, чем ниже пал народ, переживающий период трагедий и невзгод, тем ярче Б-жественные искры, сокрытые в этих невзгодах. Эти искры готовы открыться, как только человек сорвет покровы и освободит их.
Слезы и смех
Когда раббан Гамлиэль, рабби Элиэзер бен Азария, рабби Иошуа и рабби Акива подошли к Храмовой горе, увидели они лисицу, выходящую из своей норы в том месте, где некогда находилась Святая Святых. Заплакали они, один лишь рабби Акива рассмеялся. Объясняя свой смех, он сказал им: "Исполнится пророчество Захарии, который сказал: "Еще будут сидеть старики на улицах Иерусалима (...) и наполнятся они играющими детьми" ("Захария", 8:4).
Те, кто был с рабби Акивой, плакали, так как увидели, что на смену первой трагедии пришла новая. Как было удержаться от слез при виде лисьих нор на Храмовой горе, где была Святая Святых? Но рабби Акива смеялся, он видел то же, что видели они, но видел и то, чего они не видели. Чем страшнее трагедия, тем большая радость ожидает страдающих в будущем. Неужели Г-сподь не вознаградит щедро тех, кто пал так низко? Неужели столь великое разрушение оставит после себя лишь обломки?
Нет. Слишком страшна была трагедия, а значит, Г-сподь уже приготовил величие в будущем. Рабби Акива смеялся, ибо верил, что радость придет. Евреи не живут настоящим. Прошлое для них — карта будущих дорог. Мы молимся ночью и продолжаем священную службу, начатую днем, потому что знаем: из тьмы рождается свет, причем чем страшнее тьма, тем ослепительнее свет.
"Упала, не встанет более дева Израилева" ("Амос", 5:2). Мрачное, страшное пророчество. Но в Земле Израиля, расставив по-иному интонационные запятые в тексте Танаха, это пророчество читают так: "Она упала, но не упадет более. Поднимись, о дева Израиля!"
Больше 19 столетий длилось падение. Пусть же, наконец, придет Машиах, рожденный в день 9-го Ава. Придет, чтобы высвободить ту святость, что таит в себе этот день. Пусть скажет нам: "Больше не будет падений. Поднимись, дева Израиля!"
Из книги рабби Носсона ШЕРМАНА
"Вечность и суета".