Директор киевского Института иудаики Леонид Финберг прошлым летом сделал небольшую выставку еврейских артефактов для киевской синагоги "Бейт-Яаков". В застекленных витринах, установленных в главном зале, — несколько десятков ценнейших предметов. Здесь, к примеру, есть книга, иллюстрированная Марком Шагалом, найденная на рынке во Львове. Есть письмо еврейского солдата второй мировой войны, написанное на идиш, "поистине уникальный документ, который чудом не попался на глаза советским военным цензорам", — рассказывает Леонид Финберг. Давний собиратель, он говорит, что организованная им выставка — это лишь крошечный фрагмент коллекции, содержащей тысячи предметов, которые могут составить основу будущего еврейского музея.
"Однако музей со своим собственным зданием требует колоссальных вложений, исчисляемых миллионами долларов, а наш бюджет — всего несколько тысяч, — говорит Л. Финберг. — Поэтому мы пока делаем то, что можем".
Еврейский музей — мечта не только украинских евреев. Настоящего еврейского музея нет пока нигде на территории бывшего Советского Союза. И хотя общинная жизнь в Украине возрождается, некоторые местные еврейские лидеры говорят, что время для создания еврейского музея еще не наступило. Ведь мало иметь коллекцию — нужны немалые средства на строительство и обеспечение существования музея, но у еврейских общин Украины есть более насущные потребности — забота о пожилых людях, создание еврейских школ и т. п.
В Москве строительство современного здания для еврейского музея планируется завершить через пять лет. Но при этом, по словам Григория Казовского, специалиста по российскому еврейскому искусству, основную часть экспонатов для музея придется везти из-за границы.
По сравнению с Россией, Украина находится в более выгодном положении, утверждает
Л. Финберг. Киевский Институт иудаики закладывает основу для будущего музея с самого первого дня своего существования, то есть с 1990 года.
"В Советском Союзе не существовало традиции сбережения истории и культуры через конкретные семьи, как это было в других странах, — говорит директор киевского Института иудаики. — Люди даже боялись писать дневники. Но часть интеллигенции, несмотря ни на что, сберегла какие-то документы, и наша задача — собрать и изучить их".
Большая часть хранящихся в Институте документов — это частные архивы еврейских писателей и художников, уничтоженных в годы Советской власти. Материалы были переданы Институту детьми и внуками погибших.
Среди сокровищ Института иудаики — коллекции дореволюционных фотографий из еврейских семейных альбомов, старые молитвенники и материалы по еврейскому театру и кино в Украине. "Семьдесят еврейских театров существовали в Украине до второй мировой, десятки еврейских фильмов было создано в те годы", — рассказывает Л. Финберг.
Чтобы сделать свою коллекцию достоянием широкой публики, Институт издает книги, проводит совместные выставки с Национальным художественным музеем Украины, а также ведет образовательный проект в еврейских школах Киева. Так, ученикам читают лекции по архитектуре исторических синагог, знакомят их с материалами экспедиций в старые еврейские местечки, организованных Институтом иудаики.
…Кстати, Григорий Казовский считает, что еврей-ские музеи в странах бывшего СССР нужны, скорее, не для евреев, а для остального местного населения. "Такие музеи помогут побороть предубеждение против евреев, которое все еще бытует здесь", — говорит он.
По материалу Юлианны ВИЛКОС (ЕТА).