Плакатами "Николай Павлюк сделал для Одесского порта больше, чем 10 министров транспорта", "Министр распродажи транспорта и связи, руки прочь от Одесского порта!", скандированием "Верните в порт Павлюка!" и "Долой!" встретили одесские портовики министра транспорта Украины Николая Рудьковского. Страсти были вызваны приказом главы ведомства об увольнении начальника предприятия.
Достаточно нервно общение проходило и дальше. Рудьковский обвинил Павлюка в нарушениях, доказанных, по его словам, проверкой КРУ Минтранса. В частности, проверяющие заявили, что прибыль портофлота в 2004 — 2005 годах составила 82 миллиона гривен, а в 2006-м снизилась до 29 миллионов. Первый заместитель руководителя порта Юрий Васьков заметил, что эта информация неверна и КРУ признало ошибку: прибыль подразделения в прошлом году возросла на 10 процентов. Министр в ответ заявил: "Это не разговор", — и обвинил Ю. Васькова в том, что тот "устраивает балаган"…
Также министр назвал инвестиционный проект сооружения терминала в районе Карантинного мола "прибылью порта, на 10 лет утопленной в море". "В Ильичевском порту такой проект стоит 150 миллионов, в Южном — 120 миллионов, почему у вас — 400 миллионов долларов?" — вопрошал чиновник. Н. Рудьковский считает, что порт должен строить терминалы на территории СРЗ "Украина" и Военной гавани. При этом он проигнорировал замечания портовиков о том, что дноуглубительные работы там будут стоить гораздо дороже.
Председатель профкома порта Николай Зайков передал Н. Рудьковскому требования трудового коллектива. Среди них — отменить приказ об увольнении начальника порта. "Коллектив не позволит поступать с Павлюком так варварски, как вы это сделали", — заявил один из участников встречи…
Как бы то ни было, в итоге, еще находясь в Одессе, министр вроде бы передумал увольнять Николая Павлюка: во всяком случае, было заявлено о возможном пересмотре принятого ранее решения. А вот о радикальной кадровой чистке на еще одном предприятии отрасли — в Украинском Дунайском пароходстве — Рудьковский сообщил как о свершившемся факте. Увольнение Петра Суворова, много лет руководившего пароходством (в том числе — и в самые тяжелые для предприятия годы, когда из-за ситуации на Балканах Дунай был практически закрыт для отечественного флота), не так давно назначенный глава Минтранса назвал в ряду мер, призванных спасти государственную компанию от банкротства.
"Пароходство пытались обанкротить по схеме ЧМП. Благодаря тому, что мы вовремя среагировали на сигнал СБУ, смогли принять адекватные организационные, кадровые, экономические решения, единственное государственное пароходство сохранили на плаву", — подчеркнул министр. И — добавил: "Сейчас происходит большое сопротивление тому, чтобы эффективные предприятия оставались в государственных руках. И морская отрасль еще более коррумпирована, чем какая-либо другая".
Впрочем, только морской отраслью энтузиазм и рвение госчиновника не ограничиваются. Так, говоря о планах Минтранса инвестировать в развитие 7 украинских аэропортов (в том числе и Одесского) за часть имущества самих предприятий, министр выдвинул обвинения в адрес одесских городских властей. По его мнению, они намерены не развивать аэропорт, а изменить целевое назначение земельного участка, на котором он находится. "Если кто-то хочет построить на территории аэропорта коттеджи, пусть так честно и скажет одесситам: "А вы летайте, как хотите, на оставшейся части". Но тогда Одесса никогда не станет серьезным курортным центром", — заявил Н. Рудьковский.
"Если местные власти не способны привлечь 100 миллионов долларов инвестиций, это сделает государство", — подчеркнул министр. Он также сказал, что такие вложения аэропорт сам никогда не сможет окупить, и добавил, что сейчас правительство ищет решение: передать на баланс Минтранссвязи взлетно-посадочные полосы этих предприятий или терминальное оборудование. Так что можно смело предположить: попытки забрать Одесский аэропорт в государственную собственность наверняка еще будут иметь место. И неоднократно. В связи с этим стоит, правда, напомнить, что одесский вице-мэр Вахтанг Убирия получил из Министерства экономики Украины разъяснение, согласно которому коммунальное предприятие "Международный аэропорт "Одесса" не может быть передано в госсобственность без решения сессии Одесского городского совета.
…А еще министр Рудьковский на прощанье пожаловался одесским журналистам: "Защита государственных интересов — нервы. И это еще более нервно, чем защита собственных интересов". В отрасль же, говорит, пришел исключительно для защиты этих самых госинтересов. В общем, не корысти ради…
Е. С.