— Наша сегодняшняя встреча посвящена празднику Песах. Мы с вами постараемся остановиться на смысле, содержании тех заповедей, о которых будем говорить, и на законах Песаха. Меня зовут Арье Левитан…
…Впрочем, в таком представлении многие из сегодняшних слушателей не нуждаются. С раввином Арье Левитаном, известным израильским лектором, те, кто по-настоящему, серьезно интересуется еврейской традицией, уже встречались — и в ходе видеоконференций, которые проходят здесь, в Главной синагоге Одессы, и на масштабных образовательных семинарах (в истории одесской еврейской общины их было уже немало). Семинар нынешний — тематический, весь посвящен Песаху, его теории и практике. Одесситам рассказывают о сути этого праздника, о том, что такое хамец и почему он в Песах запрещен, о заповедях седера и о четырех бокалах вина, которые непременно поднимают в ходе праздничной трапезы.
Песах — единственный праздник в еврейской традиции, который не ограничивается узкими временными рамками. Он охватывает время как предшествующее, так и следующее за ним. Поэтому вся первая половина нынешнего месяца Нисан проходит под знаком подготовки к Песаху — подготовки и сугубо "жизненной", материальной, и — духовной. Начинается сбор средств для неимущих, чтобы дать каждому возможность достойно встретить праздник. Происходят тщательная уборка домов, кашерование посуды, покупка всего необходимого, приготовление мацы.
Маца — не просто атрибут Песаха. Прежде всего, это знак, исполненный глубочайшего смысла. Эти пресные хлебцы, в которых нет ничего, кроме муки и воды, называются "хлебом бедных" и служат напоминанием о рабстве и унижении, пережитых еврейским народом. Но одновременно это — "хлеб свободы". Той свободы, которая достигается только путем неустанной работы души. Эту трудную работу и сравнивают порой с процессом приготовления мацы, процессом, в котором нет мелочей, как нет мелочей в церемонии седера, в порядке его проведения, в очередности вопросов, которыми задаются и взрослые, и дети, в поколениях воссоздавая историю Исхода…
Об этом и о многом другом говорили со своими слушателями раввины Арье Левитан и Моше Пантелят, вновь и вновь подчеркивая: теория и практика в иудаизме связаны неразрывно, нельзя научиться еврейской жизни, набрав сугубо интеллектуальный багаж, жизнью этой надо на самом деле жить… Для кого-то из участников семинара эти занятия стали продолжением пути в еврейский мир. Для кого-то — только его началом.
— Одно из наших золотых правил состоит в следующем: мы учим наших детей, наших учеников (вне зависимости от их возраста, это могут быть и уже зрелые люди), что нет коротких дорог, — говорит главный раввин Одессы и области Шломо Бакшт. — Мы все время учимся, всю жизнь стремимся к чему-то. Человек должен просто начать, сделать первый шаг, потом — второй, и так — шаг за шагом — можно достичь очень многого…
Найти в Главной синагоге свободный уголок в эти дни было делом проблематичным. Занятия шли сразу в пяти группах: в двух — на русском языке, в остальных — на иврите (здесь речь вели уже не только о празднике Песах, но и о многих других сложных вопросах: уровень подготовки участники демонстрировали действительно серьезный). Причем кроме одесситов были и британские гости, студенты из Гейтсхеда. Город этот на севере Англии славен не только своей представительной еврейской общиной, но и авторитетными учебными заведениями, прежде всего — иешивой, в которой получают образование студенты из всей Европы.
Полтора десятка лет тому назад там учился и заместитель главного раввина Одессы и области Рафоэль Крускаль. Занимаются в гейтсхедской иешиве пять лет, причем организован процесс достаточно непривычно: два занятия в день с преподавателями, а все остальное время студенты учат друг друга сами… В Одессу вместе со своими учениками прилетел и глава иешивы — раввин Эзриэль Яффа, впервые побывавший в нашем городе в прошлом году и решивший продолжить не только приятное знакомство, но и полезное как для британцев, так и для одесситов сотрудничество…
Еще один почетный гость — рав Мордехай Фарбштейн, глава иерусалимской иешивы "Хеврон", которая, без преувеличения, известна во всем мире. Основана была еще в 1882 году в местечке Слободка под Ковно (так тогда назывался литовский Каунас). В 1925-м ее филиал был создан в Эрец-Исраэль, в Хевроне. А в 1929-м, после того как во время арабских беспорядков были убиты 25 учеников, иешива обосновалась в Иерусалиме. В свое время там учился и отец главного раввина Одессы и области Шломо Бакшта.
— Мы только что вернулись с экскурсии по нашим школам "Тиква"-"Ор Самеах" (везде побывать, к сожалению, не успели: для этого теперь требуется очень много времени!), — рассказывает Шломо Бакшт. — Мне очень радостно, что рав Фарбштейн просто в восторге от увиденного. Он сказал мне такую вещь: "В моей иешиве в Иерусалиме тысяча человек одновременно учатся Торе. Здесь я увидел одесских мальчиков, которые учатся Торе. И — услышал мелодию, которая одна и для Иерусалима, и для Одессы. Это мелодия Торы, рожденная на горе Синай"…
Эти встречи неслучайно происходили именно в дни месяца Нисан. И — не только в Одессе. Подобные семинары одновременно прошли сразу в девяти городах Европы — в рамках проекта, организованного Конференцией европейских раввинов. В этом крупнейшем объединении еврейских духовных лидеров, в которое входит более 400 еврейских общин от Дублина до Владивостока, естественно, представлена и Одесса.
— Мы впервые имеем честь участвовать в такой масштабной программе, — рассказывает рав Бакшт. — Но, между прочим, должен сказать, что ее традицию заложили еще наши мудрецы во времена Талмуда. Они установили, чтобы в месяцы Тишрей и Нисан, которые богаты великими праздниками, когда мы меньше заняты работой, повседневными заботами, людей непременно нужно собирать вместе и давать им возможность серьезно, глубоко заниматься изучением Торы. Сегодня повторение, продолжение этой истории происходит и у нас, в Одессе. Это для нас огромная радость и еще одно доказательство того, что в нашем городе, слава Б-гу, не просто живут евреи: живет настоящая еврейская община — такая, какой она и должна быть!
Е. А.