На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ

Русский марш в Москве глазами еврея


В 11 часов праздничного дня на площадке у метро "Парк культуры" стало необычно людно. Выход из метро — типичное место встреч и свиданий, вот и сейчас некоторые группировались в небольшие кучки, но большинство гуляли как бы сами по себе, как бы не представляя никаких признаков соорганизации. Причем почти все трезвые. Формально-юридически к каждому из них прицепиться не за что.
В День народного единства, 4 ноября 2006 года, необычную массу людей дополняли другие необычности. Множество телекамер и корреспондентов. Ограждающие улицы километровые ряды стоящих впритык самосвалов. Рокот милицейского вертолета над головами. И огромное количество милиционеров и омоновцев. Забегаю вперед — первые слова с трибуны митинга были примерно таковы (цитирую по памяти, мой диктофон их не взял, так как звукоусиление было отвратительное): "Призываю вас с уважением относиться к окружающим нас людям в форме. Они — так же, как и мы — русские люди, они здесь вместе с нами, охраняют нас и помогают поддерживать порядок".
Русский марш разрешали, потом запрещали, потом перебивали параллельными мероприятиями… Так или иначе, он состоялся. Совершенно неожиданно и в последний момент кем-то было принято решение присоединиться к разрешенному митингу партии "Народная воля" на Девичьем поле, под памятником Толстому. СМИ о нем, естественно, не извещали. Очень может быть, что никто персонально решения и не принимал. Вся доступная информация о месте и процедуре в лучших традициях флэшмоба распространилась по мобилам, SMS и Интернету. Обладая элементарными навыками поиска в Интернете, отыскать ее было очень просто, что я и сделал. Во время самой акции не работала мобильная связь в метро, отключился "по техническим причинам" любимый ресурс российской Интернет-интеллигенции "Живой журнал" (принадлежащий, между прочим, американской фирме), но было поздно: все, кому надо, уже знали.
Социальную технологию флэшмоба (букв. — мгновенная толпа) теоретически обосновал американский социолог Говард Рейнгольд. Осенью 2002 года опубликована его книга "Smart Mobs: the Next Social Revolution" ("Сильные толпы: следующая социальная революция"). В 2003 году технология была отработана во всем мире на примере безобидных молодежных хепенингов, а в 2004-м применена уже в качестве оружия создателями "оранжевой революции".
Как известно, всякое новое оружие наиболее эффективно только до первого применения. Сейчас флэшмоб прекрасно освоили многие коммерческие (для рекламы) структуры и общественные, в том числе — политические, силы.
У "Парка культуры" было только одно из мест сбора, другие — у других станций метро. Никаких лозунгов, мегафонов и руководителей. Ровно в 11:30, согласно означенному Интернет-плану, без слов и призывов толпа как бы сама по себе качнулась туда-сюда, где-то уперлась в самосвалы или милицейские барьеры и начала обтекать их, размножаясь на ручьи, втягиваясь в обходные переулки, ведущие к известному из Интернета же месту. Опять-таки — каждый человек или маленькие группки гуляли как бы сами по себе. С вертолета, наверное, шествие напоминало потоки, текущие к стадиону перед футбольным матчем. Только если вслушаться в разговоры, то обсуждают сегодня не игроков и места в турнирных таблицах, а засилье азеров, узкоглазых и, конечно, не без того, жидов. Мое личное наблюдение (никаких социологических данных по этому поводу мне не известно): чем моложе люди, тем больше они говорят о мигрантах с Кавказа и из Средней Азии, реже — арабах и неграх, почти не говорят о евреях. Нынешняя молодежь прагматична, ее интересует видимое, а не воображаемое. Иудейские персоналии в истории и правительстве обсуждают люди старшего и пенсионного возраста, которых в этом шествии меньшинство. Время от времени группы молодых людей в потоках начинают скандировать что-то, к чему тоже юридически трудно прицепиться, например: "Русские идут! Русские идут!"
Скверик под памятником Толстому плотно окружен грузовиками и оцеплением, в него всех пускают, но сквозь металлоискатели. Площадка тесна для такого количества людей, и они перестают втекать, а стоят вокруг на улицах через проезжую часть. Им все видно, хотя, когда начинается митинг, то выясняется, что плохо слышно. На трибуне — вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин, депутаты Дмитрий Рогозин, Николай Курьянович, Виктор Алкснис. По российскому закону депутаты парламента имеют право проводить встречи с избирателями, в том числе и массовые, в том числе и на улице, с использованием звукоусиления вообще без уведомлений и разрешений.
Источники как официозные, так и радикальные называют число участников Русского марша в Москве — порядка двух тысяч человек. Подсчитав грубо, на глаз (но своими глазами), я считаю, что, с одной стороны, оно вроде и так, но с другой — это ровно полуправда. Вопрос в дефиниции понятия "участник". Примерно половину действующих лиц по маршруту и на площади составляли милиционеры и омоновцы, что примерно совпадает с данными официального пресс-центра МВД России: "В этот день митинговали в разных местах Москвы около 4500 человек. Охраняли их 7800 сотрудников милиции. Они задержали около 600 человек". По всем источникам, задержанных выпустили через несколько часов.
"Разные места" включают в себя и антифашистский митинг на Болотной площади "Левые и правые под лозунгом "Фашизм не пройдет!", где было, по разным оценкам, от 800 до 1000 (опять-таки, не считая милиционеров). Я там не был, не успел, так как акции были недостаточно разнесены во времени, но нашел без посредства СМИ живых участников. Не такое уж однозначное событие: в частности, там вместе с либерастами и одряхлевшими правозащитниками выступали молодые ребята из нелюбимых властями Левого фронта и АКМ — Авангарда коммунистической молодежи. Акаэмовцы, конечно, как бы антифа, только во многих других акциях выступают совместно с нацболами.
Вернемся ко Льву Толстому. Из двух тысяч людей без формы не менее четверти — журналисты, отличимые по торчащим из карманов диктофонам, по содержанию разговоров с другими людьми и своими мобилами, да и просто по повадке. Наконец, чтобы завершить описание социального состава участников, сошлюсь на публичное заявление одиозного и официозного московского политолога (кстати, одессита) Глеба Павловского, опубликованное за день до Русского марша на сайте со знаменательным названием "Кремль": "Половина этих людей является агентурой тех или иных правоохранительных служб. Правоохранительные ведомства — МВД, ФСБ — обязаны создавать агентуру, для того чтобы работать с криминальной средой. Но если их агентура начнет выходить на улицы на марши, то, наверное, мы должны быть против того. И в соответствующих ведомствах кому-то стоит набрать телефоны известных им агентов и просто их отозвать".
В толпе ходят распространители листовок и газет. Раздают их, как принято в нашей политической жизни, бесплатно. Мы привыкли к шаре, но это, между прочим, черта сугубо нашей жизни. В западных странах политические газеты продаются. Например, в Европе до сих пор действуют троцкистские партии, и доход от продажи газет составляет заметную часть партийной кассы. Напомню молодым читателям, не учившим в школе и вузе историю КПСС, что троцкистов СССР никогда не поддерживал — они всегда жили и живут за счет членских взносов и вот такого рода доходов.
Русские патриотические газеты, судя по текстам, написаны явно не крутыми гонорарными профессионалами, малы по объему, просты по дизайну, напечатаны на дешевой бумаге и при нынешнем развитии полиграфической техники и стоили бы очень дешево. Цитаты привожу в орфографии оригиналов.

"Весть". Газета Русского Государства. Учредитель — Русское Государство. Адрес: г. Ульяновск, а/я 3310. № 2 (3) май — июнь 2005 г. (Это не опечатка! Осенью 2006-го раздаются прошлогодние газеты, — М. К.) "Иудеи — это такая среда человеческого бытия, из которой произрастают все преступления мира (…) 19 февраля 2005 года образован Высший офицерский совет по обеспечению территориальной целостности России (…) Министр обороны С.Б. Иванов — враг русского народа! (…) Постановляю всю полноту Власти и Ответственности по защите национальной безопасности Русского Государства возложить на Высший Офицерский Совет и Русский народный Генштаб (…) Для получения Русского Гражданства отправьте ксерокопию паспорта, заполненную анкету и 150 руб. по адресу: Ульяновск, а/я 3310, Вострягову Владимиру Александровичу".

"Русские идут". Монархическая газета. Издается по благословению старцев. 28.08.2006. (В отличие от других, есть данные о регистрации, — М. К.) "Гуманизм Ивана Грозного. О возможности восстановления монархии в России. Политический террор в действии:
25 июля 2006 года в редакции газеты "Русский вестник" был совершен взрыв. Телевизионные каналы ограничились рассказом о случившемся отнюдь не в новостях, а в криминальной хронике, как будто предпринималась попытка уничтожить не русскую газету, а какой-то ларек…"
Маленький человечек вещает в маленький мегафончик:
— Во главе сегодняшних партий — жидовское руководство! Как только вы посмотрите в лицо Шеварднадзе Эдуарду Амвросьевичу, сразу знайте: перед вами чистопородный еврей! По результатам антропологических исследований, Сталин — не еврей! Картавость и лысина, которая и у Горбачева, и у Ленина, не свойственна славянам и казакам — это свидетельство того, что человек произошел от семитской группы, куда входят евреи, арабы, эфиопы, цыгане! У Путина на лице пять признаков еврея!
— Дурак! (Реплика от молодого парня из толпы.)
— Дурак — это вы! Дурак — это тот, кто этого не знает! Вы этого не знаете! Надо стремиться к научным знаниям!

Еще одна газета: такая же бледная, на такой же плохой бумаге, предусмотрительно без даты (вопреки закону, даты нет даже в выходных данных), с полным отсутствием актуальных материалов, то есть явно "второй свежести", в общем, никаких признаков повышенной себестоимости. "Память", издание "нацiонально-патрiотiческаго фронта "Память". Это единственная русско-патриотическая организация, которая открыто объявляет себя фашистской, о чем в газете среди прочего и написано. Это единственная газета, которая не раздавалась, а продавалась, и торговал ею тоже маленький бедно одетый человечек с абсолютно узнаваемой даже поотвыкшими москвичами внешностью. Он курсировал, протискивался сквозь толпу с полной сумкой. Газету у него покупали — 10 рублей (около 38 центов) — смешная сумма для жителей самого дорогого города мира, и по морде почему-то не били. На меня вообще не обращали внимания. Опубликовано свидетельство присутствовавшего там же журналиста и политаналитика АПН Рахима Сафиуллина "Русский марш глазами чурки" — он тоже ушел без ущерба для личности.
Площадь Толстого... В какой-то мере всякое малое сообщество людей несет в себе черты большого социума. Вот такая картина мира: здесь вещают о том, как украденные у обнищавших русских ресурсы используются на благо мифических сионских мудрецов, которых никто не видел, и здесь же настоящий, узнаваемый близстоящий маленький еврей делает свой маленький гешефт. Примерно 200 экземпляров русской националистической газеты — 2000 рублей, около 75 долларов. Деньги для Москвы совсем небольшие: там коммунальные услуги — ого-го, пеня за неуплату в срок, и одна поездка на трамвае — примерно 57 центов. Прекрасная иллюстрация на тему "роль евреев в современной российской жизни". Он ушел, не дожидаясь конца митинга, но распродав всю сумку…
Во время и после митинга ближайшие магистральные улицы были перекрыты и для автомобильного движения, и для "маршистов". Расходились они такими же колонками-змейками по малым переулкам и дворам, иногда что-то скандируя. Колонки постепенно таяли, втекая в кафешки и декоративно трансформируясь в очереди к уличным ларькам с хот-догами и водкой. Собственно, это — приход на митинг и уход с него — и был Русский марш.
Митинги и другие политические акции с таким же количеством и таким же мирным поведением участников мы с вами в Одессе наблюдали многажды. Хотя Одесса, даже по официальным данным, вдесятеро меньше Москвы, а если считать количество нелегально живущих в Москве (в том числе — одесситов), то и раз в 15. Не только во время "оранжевой революции", но и в мирные парламентские выборы весны 2006-го в Одессе иногда собирались толпы в 10000 человек. По две тысячи человек приходили на митинги в Ильичевске или Измаиле. Никогда для их охраны не собиралось такое количество милиции.
Но это не главное. Век информации — вот ключевые слова. Нам давно известно, что молоко делает молочница, а историю делают историки. Теперь и текущие, сегодняшние события делает не само событие, в данном случае — не те, кто пришел на площадь. Пусть даже среди них процент антисемитов выше среднего и есть антисемиты патологические. Но событием эту мелкую тусовку сделали СМИ. Средства массовой интерпретации, искажения, извращения... Трудно найти в России, да и в Украине СМИ, особенно из числа телевизионных, которое бы хоть как-то не сообщило о Русском марше. Подавляющее большинство из них сообщало об этом с негативной оценкой. Возможно, это проявление известного российского тоталитаризма — контроля властей над СМИ. Есть только один маленький секрет Полишинеля: в России (и в Украине, Белоруссии и т. п.) антиреклама равна рекламе. Об этом феномене опубликованы социологические исследования, его используют даже в коммерческой рекламе.
Кто получил эту рекламу? Предлагаю задуматься об этом читателям. И что мы с вами делаем в этот момент, публикуя и читая эту статью? Философский вопрос, на который я не знаю ответа.

Михаил КОРДОНСКИЙ.
Фото автора.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.