Одесса — город, как минимум, причастный к личности Николая Васильевича Гоголя, два раза приезжавшего сюда и жившего здесь подолгу. К сожалению, дома, где он бывал, ветшают, но есть еще возможность их восстановить, а в одном из них, быть может, даже открыть музей-квартиру Гоголя, как о том мечтает краевед Валерий Петрович Нетребский. Благородная задача! Но мы сейчас не об этом даже — о том, как возникает гоголевская тема в повседневной жизни через наследие великого писателя.
Гоголь и театр неразделимы. Сегодня на сцене Одесского украинского музыкально-драматического театра идет отмеченный критикой и фестивальными наградами гоголевский "Ревизор" в постановке Юрия Одинокого. В русской драме — мюзикл "Вий", поставленный Георгием Ковтуном. И вот новое событие. Театральный лицей ставит Гоголя — "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Ребята из театрального лицея работают на редкость профессионально, хотя справедливости ради надо признать, что главные роли доверены отнюдь не новичкам. Практически выпускникам: Евгений Баль играет Ивана Ивановича, Андрей Беседа — Ивана Никифоровича. Но что поделаешь, уж очень ответственные роли, а новички пусть играют рядом с ними и подтягиваются до их уровня.
Слов нет, как хорош Женя Баль, то есть Иван Иванович. Ну тот самый гоголевский "настоящий гусак"! Не случайно на его накидке-свитке этот самый гусак изображен, что не мешает громко возмущаться, когда Иван Никифорович в сердцах бранит своего другаи соседа "гусаком". А сам Иван Никифорович далеко не гусак, он — настоящий казак, о чем свидетельствуют необъятные шаровары и воинственный вид.
Дима Сокольский, новая "звездочка" театрального лицея, играет городничего Петра Федоровича, хромающего из-за ранения в "баталии". Вике Довженко досталась роль бурой свиньи, нахально съевшей важную "грамоту" (этот эпизод вызывает в зале гомерический смех, ведь документ сделан из вкусного теста, которое актриса с большим удовольствием уписывает за обе щеки). Облаченные в белые вышитые сорочки, лицеисты произносят гоголевский текст по-русски (переводить Гоголя на украинский — полнейший нонсенс), их головные уборы украшены бутафорскими плодами щедрой украинской природы, но лучше всего — их яркое, свободное существование на сцене, речь, пластика, передающие характеры персонажей, дух времени, а также вечное обаяние великой литературы…
Руководитель лицея, актер и режиссер Анатолий Иванович Падука, строго отчитывал ребят после премьеры, но ему, конечно же, прекрасно известно, что новым учебным спектаклем он может по праву гордиться.
Проходят годы и столетия, а отечественное пространство все так же барахтается в смехотворных судебных тяжбах, наблюдает карикатурных современных "сановников" и "лужи среди города". Миргород у Гоголя оказался метафорой Украины, как город Глупов у Салтыкова-Щедрина — метафорой России. В спектакле Анатолия Падуки нет явных намеков на конкретные персоналии либо ситуации сегодняшнего дня, но и без того все узнаваемо. Во время сцен забавных судебных разбирательств герои разворачивают немыслимо длинные свитки с перечислением своих обид и претензий к другой стороне. И знаменитое финальное "Скучно на этом свете, господа!" оттеняется общим весельем "миргородского общества". Такая трактовка вовсе не противоречит авторскому тексту, ведь гоголевский грустный смех остается в душе как исполнителей, так и зрителей. Хочется надеяться, что спектакль будет показан как можно большее количество раз, и его посмотрит как можно больше зрителей.
Карина РАУХ.
Фото Олега Владимирского.